Направляя огромные средства на хозяйственное и культурное строительство в национальных республиках через союзный бюджет, Советское государство вместе с тем расширяло и укрепляло их собственную финансовую базу.
Значительное усиление доходов республиканских бюджетов на основе Положения о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик 1924 г. не могло обеспечить бездефицитность и достаточную устойчивость доходов бюджетов всех союзных республик, расходы которых быстро росли вместе с расширением хозяйственного и культурного строительства. В мае 1925 г, III съезд Советов поручил ЦИК СССР произвести устойчивое закрепление за союзными республиками доходных источников, достаточных для твердого осуществления расходных статей бюджетов союзных республик на основах их бездефицитности. В 1925 и 1926 гг. был проведен ряд мер в этом направлении, нашедших свое отражение в новом (1927 г.) Положении о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик.
Согласно этому Положению бюджеты союзных республик должны балансироваться без дефицита путем покрытия расходов за счет своих доходных источников. В зтих целях за союзными республиками закреплялся ряд источников доходов, в том числе 99% поступлений от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, доходы от предприятий республиканского значения, лесной доход, доходы от реализации государственных имуществ и др. Поступления от гербового сбора, налога на обращение ценностей и от реализации общесоюзных государственных займов были превращены в регулирующие (балансирующие) статьи: размеры отчислений от этих поступлений в бюджеты союзных республик должны были ежегодно устанавливаться общесоюзным законодательством. С 1928/29 г. в связи со слиянием налога на обращение ценностей и промыслового налога регулирующей статьей стал промысловый налог.
Дифференциация отчислений от общесоюзных доходов в республиканские бюджеты позволяла увеличивать последние не только в меру развития хозяйства данной республики, но и за счет средств, перераспределяемых между республиками с помощью союзного бюджета. Это имело важное значение в деле подтягивания экономики и культуры ранее экономически отсталых республик до уровня передовых.
Основная цель нового Положения о бюджетных правах Союза ССР н союзных республик заключалась в таком обеспечении бездефицитности республиканских бюджетов, при котором не только не снижалась бы, но, наоборот, всемерно усиливалась бы заинтересованность республик в развитии доходной части их бюджетов, в сбалансировании бюджетов без привлечения дотации из союзного бюджета. Однако полностью задачу эту решить не удалось. Положение исходило из принципа формального равенства бюджетов союзных республик (одинаковый процент отчислений от государственных доходов), тогда как на деле экономическое положение республик было далеко не одинаковым. Достижению бездефицитности республиканских бюджетов препятствовали также проводившиеся мероприятия по усилению доходной базы местных бюджетов.
В результате сохранилась необходимость в дотациях, особенно в связи с ростом расходов республиканских бюджетов на финансирование народного хозяйства.
В бюджете Таджикской республики, преобразованной в союзную республику в декабре 1929 г.т дотации ив союзного бюджета (33,7 млн, руб.) покрывали в 1929/30 г. 76,6% расходов.
Сессия ЦИК СССР еще в.декабре 1928 г. предложила пересмотреть и внести на рассмотрение следующей сессии Положение о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, обеспечив необходимые изменения в области распределения доходов между бюджетами. Выполнение этого решения задержалось и было осуществлено лишь в 1930—1931 гг. в связи с налоговой реформой.
Участвуя в финансировании промышленности (преимущественно легкой), электрификации, сельского хозяйства и внутренней торговли, республиканские бюджеты полностью обеспечивали потребности финансирования лесного хозяйства и кооперативной торговли. В области социально-культурных мероприятий роль республиканских бюджетов была особенно велика по расходам на подготовку кадров высшей и средней квалификации.