Строительство финансово-кредитной системы и решение задачи стабилизации рубля осуществлялись в исключительно трудных условиях послевоенной разрухи.
Потерпев поражение в антисоветской вооруженной интервенции, империалисты пытались задушить Советскую власть экономически. Они организовали экономическую и финансовую блокаду иашей страны, пытались использовать неурожай и голод в Поволжье для того, чтобы заставить Советское правительство признать долги царского правительства, денационализировать предприятия, принадлежавшие до революции иностранным капиталистам, и возместить все потери, которые были причинены иностранному капиталу революционными мероприятиями. Попытки использовать концессии для привлечения иностранного капитала и получить внешние кредиты для ускорения процессов восстановления народного хозяйства не увенчались успехом: условия, которые капиталистические страны пытались диктовать Советскому Союзу, были несовместимы с обеспечением экономической самостоятельности страны и упрочением завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Приходилось ориентироваться только на внутренние ресурсы, которые были весьма ограниченными.
«Наше положение,—разъяснял В. И. Ленин в «Письме к V Всероссийскому съезду профсоюзов»,— особенно трудно, потому что нет средств для восстановления основного капитала, машин, орудий, зданий и т. п., а ведь именно эта промышленность, так называемая «тяжелая индустрия», есть основная база социализма. В капиталистических государствах обычно восстанавливают этот основной капитал посредством займов. Нам не хотят дать займа, пока мы не восстановим собственности капиталистов и помещиков, а мы этого сделать не можем и не сделаем. Остается необыкновенно трудный и долгий путь: скапливать понемногу сбережения, увеличивать налоги, чтобы постепенно восстанавливать разрушенные железные дороги, машины, здания и прочее».
Необходимы были героические усилия советского народа, чтобы в зтих условиях в невиданно короткие сроки восстановить разрушенное народное хозяйство, отстоять и укрепить финансово-экономическую самостоятельность страны, создать твердую советскую валюту и твердый, бездефицитный государственный бюджет. Здесь со всей очевидностью выявились преимущества советской системы хозяйства и советских финансов.
Трудности усиливались тем, что враждебные элементы, дро-иикшие в партию, всячески сопротивлялись проведению нэпа, установленшо правильных экономических взаимоотношений между рабочим классом и крестьянством. Одни из них впадали в панику перед возможностью некоторого оживления капиталистических элементов, другие требовали сдачи частному капиталу (как внутреннему, так и иностранному) ряда решающих командных высот Советской власти в народном хозяйстве, уплаты аннулированных долгов царского правительства, ликвидации монополии внешней торговли, строительства промышленности путем эксплуатации крестьянского хозяйства.
Социалистическое обобществление средств производства и обращения и новые, присущие только социалистическому государству функции требовали создания новой финансово-кредитной системы, принципиально отличающейся от системы финансов буржуазного государства и кредитной системы капиталистических стран. Формы организации и методы финансовой деятельности, выработанные капиталистическим способом производства, нельзя применять в условиях социалистического государства без их коренного преобразования. Однако принципиальные особенности системы советских финансов и кредита выявлялись лишь в самом процессе социалистического строительства. Отсутствие опыта по созданию социалистической системы финансов и кредита, привлечение к этому делу старых специалистов, зараженных буржуазными взглядами и предрассудками и пытавшихся извратить суть экономической политики Советского государства и сорвать решение стоящих задач, явились причинами того, что в первое времн воспроизводились формы и методы, выработанные практикой капиталистических стран без достаточно критического к ним отношения. Это обусловило своеобразие советской системы финансов а кредита в первый период нэпа, переплетение в ней старого и нового.
Большим препятствием на путях финансового строительства были пережитки военного коммунизма. Нужно было покончить с недооценкой роли финансов, с отношением к деятельности Наркомата финансов как учреждения, якобы в значительной степени отжившего я подлежащего ликвидации; преодолеть беззаботное отношение к денежным средствам и иждивенческие настроения, противопоставление интересов укрепления финансов и валюты интересам промышленности; поднять значение вЬей финансовой работы и авторитет финансовых органов. 10 октября 1921 г. ВЦИК издал декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», который предложил всем центральным и местным органам Советской власти немедленно положить конец иждивенческим настроениям в указывал, что («интересы народной казны возводятся на степень интересов высшего государственного порядка*, «всемерная охрана этих интересов составляет обязанность каждого советского учреждения и предприятия и каждого должностного лица» №.
Партия придала финансовой работе значение, подобное тому, какое ранее имели продовольственная работа, борьба с интервентами и белогвардейцами, объявила .ее сверхударной. В течение 1921—1922 гг, в систему финансовых органов были возвращены налоговые, страховые и другие работники. В июне 1922 г. Центральный Комитет Коммунистической партии предложил усилить финансовые органы партийными кадрами, популяризировать среди широких слоев рабочих и крестьян резолюции XI съезда пар-тин по финансовым вопросам, широко освещать в прессе, на съездах, конференциях и собраниях вопросы финансовой политики, держать трудящиеся массы в курсе практической деятельности финансовых органов и т. д. «В настоящее время,— разъяснялось в письме ЦК,— с изменением экономической политики, финансовая работа должна быть всюду выдвинута на первый план, так как укрепление финансовой мощи Советского государства является теперь условием укрепления всех достигнутых завоеваний пролетариата»