С ликвидацией капиталистических классов социалистическое государство вступило в новую фазу своего развития. Отпала функция военного подавления внутри страны. Вместо нее появилась у государства функция охраны социалистической собственности от расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов, которая стала основной задачей нашего государства.
В соответствии с изменением задач и функций социалистического государства изменились и задачи его финансовой политики. Отпала необходимость в использовании финансовых инструментов и методов для ограничения и вытеснения капиталистических элементов ввиду окончательной и полной ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране. Полностью сохранилась задача обеспечения финансовыми ресурсами роста обороноспособности страны, повышения технической оснащенности Красной Армии и Военно-Морского Флота, укрепления их кадрового состава. Значительно расширились и усложнились задачи финансовой политики Советского Союза, связанные с хозяйственно-организаторской и культурщо-воспитательной работой органов, социалистического государства и с охраной социалистической собственности.
Основными задачами финансовой политики СССР в новой фазе развития социалистического государства явились:
мобилизация средств, необходимых для содержания государственного аппарата управления, для усиления и укрепления обороноспособности социалистической Родины, для военной защиты государственных границ Советского Союза от нападения нанего извне;
обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственных и социально-культурных мероприятий социалистического государства, направленных на удовлетворение потребностей расширенного социалистического воспроизводства, развитие социалистической культуры, на охрану и укрепление здоровья трудящихся, обеспечение граждан СССР в случае утраты трудоспособности, в старости и т. д.;
обеспечение наиболее правильного, эффективного исполь зования государственных средств, а также ресурсов всего народного хозяйства на основе последовательного осуществления социалистического принципа оплаты по труду, укрепления хозяйственного расчета и проведения финансового контроля; всемерное стимулирование охраны и укрепления социалистической собственности, роста производительности общественного труда, повышения рентабельности предприятий и хозяйственных организаций, выполнения и перевыполнения планов производства и реализации продукции; содействие правильному сочетанию общественных и личных интересов советских граждан, воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности;
использование финансов и кредита для осуществления устанавливаемого народнохозяйственным планом распределения общественного продукта согласно общественным и личным потребностям советских граждан, для обеспечения соответствия между распределением доходов и общественного продукта, для пресечения всяких путей и возможностей проникновения капитализма, для вовлечения в хозяйственный оборот всех временно свободных средств, денежных накоплений и сбережений предприятий, учреждений, организаций и населения.
На первое место выдвинулись задача всемерного воспитания социалистического отношения к труду- и общественному продукту, всемерной охраны общественной социалистической собственности, коммунистического воспитания масс, развития советского патриотизма. Социалистический принцип распределения по труду должен проводиться в жизнь со всей последовательностью, должна широко применяться система поощрения за высокие достижения во всех отраслях общественного труда, развертываться массовая инициатива наряду с усилением ответственности за нарушения трудовой дисциплины, за нерадивое отношение к социалистической собственности. После ликвидации капиталистических классов стали в полной мере развиваться таящиеся в недрах социалистического строя возможности роста производства и повышения его эффективности в интересах более полного удовлетворения растущих потребностей населения.
Все зто потребовало более дифференцированного подхода внутри единого социалистического хозяйства к отдельным его отраслям, участкам хозяйственного и культурного строительства, к отдельным предприятиям и группам населения. То обстоятельство, что капиталистические классы ликвидированы, а единоличное крестьянское хозяйство оттеснено на второстепенные позиции, отнюдь не означало «обеднения» финансовых категорий.
Финансовые отношения и после победы социализма имеют богатое, разностороннее содержание. Необходимо лишь, чтобы формы их организации, методы финансовой работы соответствовали этому содержанию, действительно содействовали решению указанных задач.
На XVII съезде партии были подвергнуты уничтожающей критике левацкие «теории о том, что победа социализма будто бы предопределяет ликвидацию денег, их отмирание, а вместе с тем и отмирание всей системы финансов и кредита. В резолюции съезда подчеркивалось, что «основой хозяйственной деятельности должна быть борьба за внедрение хозрасчета во всех звеньях народного хозяйства, усиление планово-финансовой дисциплины, дальнейшее укрепление советского рубля — этого важнейшего рычага усиления хозрасчета и укрепления экономических связей между городом и деревней».
XVIII съезд партии в резолюции о третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР указал на «необходимость улучшения бюджетно-кредитной работы, дальнейшего укрепления хозрасчета, усиления борьбы с бесхозяйственностью, повышения уровня рентабельности тяжелой индустрии и других отраслей народного хозяйства, укрепления советского рубля на основе социалистического производства, усиленного развития товарооборота и общего подъема материального уровня жизни народа».