Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР наметил большую программу культурного строительства в соответствии с грандиозной программой хозяйственного строительства и подъема благосостояния советского народа. Поставлена была задача осуществления всеобщего среднего образования в городах и завершения всеобщего семилетнего образования в деревнях и во всех национальных республиках. Развертывание широкой сети школ и курсов но подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих и мастеров социалистического труда, повышение качества высшего и среднего специального образования, расширение сети кинотеатров, клубов, библиотек и т, д.— все это обеспечивало значительный подъем культуры всех трудящихся города и деревни, было крупным шагом вперед в решении задачи поднять культурно-технический уровень рабочего класса.
Большой размах получили мероприятия по обеспечению отдыха и охране здоровья трудящихся. Затраты государства на культурно-бытовое обслуживание советского народа (не считая государственных затрат на жилищное и коммунальное строительство) должны были возрасти.
Обеспечение бесперебойного подъема промышленности и всего народного хозяйства в соответствии с общегосударственным планом требовало создания крупных государственных резервов. Эти резервы особенно были необходимы ввиду нарастания угрозы нападения на Советский Союз со стороны империалистических государств.
Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР составлялся и утверждался в условиях, когда в результате обострения империалистических противоречий уже началась вторая мировая война. На XVIII съезде партии отмечалось, что серьезную опасность представляет новая империалистическая война, успевшая уже втянуть в свою орбиту более 500 млн. человек в Азии, Африке, Европе.
Международная обстановка обязывала наше государство всемерно крепить свою оборону, увеличивая, в частности, бюджетные ассигнования на военные расходы. Чтобы обеспечить условия для мирной строительной работы, необходимо быть готовым к отпору любых посягательств на нашу страну со стороны агрессивных государств.
Развитие социалистического хозяйства СССР, увеличение народного богатства, подъем благосостояния ласе получали свое выражение в систематическом росте национального дохода СССР. По плану третьей пятилетки народный доход СССР увеличивался в 1,8 раза. Прирост национального дохода за третью пятилетку должен был составить 78 млрд. руб., что на 10% превышало прирост национального дохода за первые две пятилетки, вместе взятые. Как указал XVIII съезд партии, такой рост национального дохода давал «полную возможность обеспечить растущими доходами населения и государства как нужды народного потребления, так и государственные нужды в развитии народного хозяйства, укреплении обороноспособности и создании необходимых государственных резервов».
Основной задачей финансовой системы в третьей пятилетке было обеспечение необходимости ресурсами выполнения грандиозной программы хозяйственного и культурного строительства и укрепления обороны СССР. Эта задача могла быть успешно решена лишь при условии дальнейшего укрепления советского рубля и улучшения всей работы бюджетной и кредитной системы.
Важным источником финансовых ресурсов третьей пятилетки было внутрнпромышленное накопление, рост которого обеспечивался за счет развития производства, снижения себестоимости продукции и стоимости строительства.
Третьим пятилетним планом было предусмотрено снижение себестоимости промышленной продукции на 10%. Выполнение этого задания обеспечивало государству в 1942 г. в сравнении с 1937 г. 20 млрд. руб. экономии. Стоимость строительства в третьей пятилетке намечалось снизить на 12%. Пятилетний план требовал также превращения совхозов в высокопроизводительные, высокорентабельные хозяйства.
Важнейшей задачей финансовой системы являлось всемерное содействие выполнению этих заданий. Финансовая система долж-
на была всемерно стимулировать увеличение объема производства, содействовать улучшению материального положения трудящихся, укреплению трудовой дисциплины, развитию соцналнсти-ческого соревнования и его высшей формы — стахановского движения как важнейших условий систематического роста производительности труда. Наряду с этим финансовая система должна была всемерно содействовать укреплению хозяйственного расчета и планово-финансовой дисциплины, усилению борьбы с бесхозяйственностью, не допускать расхищения народного добра в разбазаривания фондов зарплаты, стимулировать всемерное повышение качества продукции, искоренение простоев и потерь в производстве, добиваться снижения норм расходования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, широкого использования отходов производства, стимулировать смелое внедрение в практику скоростных методов строительства и т. п.
Следует отметить, что 1% экономии сырья и материалов в целом по всей промышленности давал в 1940г. почти 1300 млн. руб. Большое значение имело изменение соотношения между налогом с оборота я отчислением от прибылей: увеличение роли и значения отчислений от прибылей усиливало контроль финансовых органов за производством товаров, укрепляло хозрасчет, повышало заинтересованность хозяйственных организаций в росте накопления.
Выполнение решений XVIII съезда партии о повышении производительности труда и снижении себестоимости составляло важнейшее условие осуществления всей финансовой программы третьей пятилетки. Надо было добиться, чтобы все работники народного хозяйства всегда помнили о своей ответственности перед государством и народом, о своей обязанности беречь народное добро и обращаться с ним по-хозяйски, соблюдать строжайший режим экономии.