Рабочий контроль вводился в интересах планомерного регулирования народного хозяйства. Ои распространялся на производство, куплю-продажу, хранение всех товаров и продуктов и на финансовую сторону работы предприятий. Одновременно с введением рабочего контроля (Положение о нем было утверждено ВЦИК и Советом Народных Комиссаров 27 ноября 1917 г.) была отменена коммерческая тайна. Органам рабочего контроля предоставлялось право наблюдать за производством, устанавливать нормы выработки, выяснять себестоимость продукции, контролировать всю деловую переписку предприятий. За сокрытие корреспонденции владельцы предприятий подлежали ответственности по суду. Решения органов рабочего контроля были обязательными для владельцев предприятий.
Организация рабочего контроля над финансовой стороной деятельности предприятий имела важнейшее значение. Предприни-
матели пытались распродавать запасы сырья, материалов, топлива и получать деньги помимо касс предприятий для использования вне всякого контроля, запутывать расчеты со своими контрагентами, искусственно создавать или усиливать финансовые затруднения и использовать мнимые финансовые затруднения для срыва мер, предлагаемых органами рабочего контроля. Это показывает, что от налаживания контроля над финансовой стороной деятельности предприятий в большой степени -зависел успех рабочего контроля над всеми другими сторонами их деятельности. Но налаживание именно этого контроля и наталкивалось на особенно большие трудности.
Капиталисты всеми мерами стремились отстранить фабрично-заводские комитеты от коммерческой (финансовой) деятельности предприятий. Контроль над финансовой стороной требовал специальных знаний и навыков, которыми мелкие служащие и тем более рабочие предприятий не располагали. Специалисты же финансового дела бойкотировали рабочий контроль и всячески содействовали капиталистам в его срыве. Как показало обследование 600 предприятий Москвы, проведенное в феврале 1918 г., финансовый контроль был налажен лишь на 8% предприятий, охваченных рабочим контролем, тогда как учет сырья проводился органами рабочего контроля на 32%, топлива — на 27% предприятий. Отставание в налаживании рабочего контроля над финансовой стороной деятельности предприятий облегчало возможности капиталистам тормозить и срывать работу предприятий.
Нужно также учесть, что финансовая деятельность предприятий никак не укладывалась в рамки самих предприятии. Значительная часть финансовых операций совершалась не внутри отдельных предприятий, а в правлениях акционерных обществ, объединяющих ряд предприятий, и в банках. На всю финансовую деятельность предприятий рабочий контроль стал распространяться только после овладения Государственным банком и национализации частных банков.
Государственный банк был крупнейшим кредитным учреждением дореволюционной России. На начало 1917 г. он имел 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Баланс Государственного байка на 23 октября 1917 г. равнялся 24,4 млрд. руб., тогда как сводный баланс всех частных кредитных учреждений страны (акционерных банков, обществ взаимного кредита, городских банков) составлял 18 млрд. руб. Хотя сам Государственный баик не мог оказывать прямого влияния на направление и использование большей части кредитных ресурсов, так как непосредственно не был тесно связан с промышленностью и сельским хозяйством, однако от него как эмиссионного центра страны зависело снабжение частных банков денежными средствами, необходимыми для их операций. На текущих счетах в Государственном банке концентрировались крупные суммы, принадлежащие главным образом частным банкам. Это определяло роль Государственного банка в кредитной системе страны, зависимость от него других кредитных учреждений. Поэтому овладение кредитной системой необходимо было начинать с овладения Государственным банком.
Государственный банк был занят Красной гвардией уже в первый день Октябрьской революции. Однако этим задача овладения банком еще не была решена. Высшие чиновники Министерства финансов и Государственного банка заявили о своем отказе подчиняться Советской власти и входить в служебные отношения с ее представителями. Саботируя распоряжения Совета Народных Комиссаров, отказываясь выдавать деньги по его ордерам, они пытались произвольно распоряжаться ресурсами казначейства и Госбанка, предоставляли денежные средства на финансирование контрреволюции. Подпольный комитет, созданный оставшимися на свободе членами бывшего Временного правительства, за ноябрь 1917 г. утвердил 42,9 млн. руб. выдач из Государственного банка, из них было реализовано около 40 млн. руб.