Недостатки в деятельности кредитной кооперации были вскрыты XIV партийной конференцией. Всем кооперативным организациям было предложено внести в свои уставы такие ограничения, которые гарантировали бы недопущение в правления обществ кулацких элементов. Конференция предложила также провести четкое размежевание функций различных кооперативных систем. Основным типом первичного кредитного объединения должно было стать сельскохозяйственное кредитное товарищество о посредническими функциями, главная задача которого заключалась в привлечении сбережений крестьянства и в осуществлении операций кредитования. В итоге принятых мер за один лишь год сумма привлеченных кредитными кооперативами вкладов выросла в 2,8 раза (до 7,6 млн. руб. на 1 октября 1926 г.). Однако это все еще ие соответствовало имевшимся возможностям.
Советская кредитная кооперация коренным образом отличалась от дореволюционной но своим целям, составу и операциям.
В. И. Ленин в работе «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни, приведя замечание Постникова о том, что в России «крестьяне маломощные поручителей за себя не находят и ссудами не пользуются», писал: «Такая монополизация кредита не представляет иэ себя ничего неожиданного; кредитная сделка есть не что иное, как купля-продажа с отсроченным платежом. Очень естественно, что произвести платеж может только тот, кто имеет средства, а таковыми среди южно-русских крестьян обладает только зажиточное меньшинство». Товарищества мелких сельских хозяев при капитализме выражают, по словам Левина, «переход к капитализму», они «не ослабляют, а усиливают превосходство (Vorsprimg) крупного производства в сельском хозяйстве над мелким, потому что крупные хозяева имеют большие возможности устраивать товарищества и больше пользуются этой возможностью» ".
В противоположность этому советская кредитная кооперация ставила своей целью в первую очередь помощь бедноте и содействие развитию деревни по социалистическому пути.
В дореволюционной России (в 1913 г.) хозяйства без посевов и с посевами до 2 десятии составляли 20%, безлошадные — 10%
общего числа хозяйств всех членов кредитной кооперации, а в СССР (на 1 октября 1926 г.) эти цифры были соответственно 30 и 20%. Напротив, удельный вес хозяйств с посевами свыше 8 десятин снизился с 38% в 1913 г. до 11% в 1925/26 г.
До революции 26,1% общей суммы выданных кредитными товариществами ссуд направлялось на покупку и аренду земли, 3% —на наем рабочей силы, 6,6% —на покупку товаров для перепродажи. Советская кредитная кооперация ссуд на наем рабочей силы в покупку товаров для перепродажи совершенно не выдавала, а кредиты на аренду земли составляли на 1 октября 1926 г. лишь 0,1% всех выданных ссуд.
На производственное кредитование в 1913 г. приходилось 40,8% выданных ссуд, а в 1925/26 г.—86,6%. Удельный вес ссуд на приобретение сельскохозяйственных машин и орудий и на хозяйственные постройки повысился с 6,6 до 34,3%, на животноводство — с 1,8 до 9,6%. Более 2% выданных ссуд в 1925/26 г. было направлено на землеустройство и мелиорацию, тогда как в 1913 г. на эти цели ссуды не выдавались вовсе. Повысился удельный вес ссуд на покупку рабочего енота, семян, на обработку земли, уборку урожая и пр.
Мобилизованные кредитными и ссудо-сберегательными товариществами средства явились лишь небольшим дополнением к тем, которые Советское государство отпускало в виде сельскохозяйственного кредита бедняцким и маломощным середняцким хозяйствам.
Несмотря на острую нужду государства в средствах для восстановления и укрепления промышленности и транспорта, Советская власть уже в 1922 г. сверх снабжения семенным материалом и оказания помощи в борьбе с вредителями сельского хозяйства и болезнями скота отпустила крестьянству кредит на покуп-йу средств производства в сумме свыше 15 млн. руб. в золотом исчислении.
Первоначально кредитование осуществлялось непосредственно Государственным банком, который за 1922 и 1923 гг. выдал целевых |ссуд на 16,6 млн. червонных рублей, в том числе на ма-шиноснабжение — 5,3 млн., покупку рабочего скота — 3 млн., на восстановление и развитие совхозов — 2,1 млн., на виноделие и специальные -культуры — 1,9 млн., мелиорацию — 1,4 млн., на минеральные удобрения, электропахоту и пр.—1,3 млн. руб.
Многочисленность организаций кредитной кооперации затрудняла руководство их деятельностью и контроль за использованием средств. Поэтому в соответствии с указаниями X Всероссийского съезда Советов для объединения и руководства работой кредитных и ссудо-сберегательных кооперативных товариществ с начала 1923 г. создавалась иа новых началах система местных сельскохозяйственных банков — обществ сельскохозяйственного кредита. Их учредителями были Госбанк, Наркомзем и Всекобанк. Для уплаты учредительских паев Наркомзема я Госбанка из бюджета в 1923 г. было выделено 20 млн. руб. золотом. Крестьянские паи размещались между членами л клиентами обществ. Для стимулирования притока средств населения владельцам этих паев предоставлялись льготы (отсрочка при уплате налога, преимущества при получении кредита и пр.) и гарантировалась выплата дивиденда в размере не ниже 3% годовых в течение двух лет существования общества. На 1 октября 1926 г. учредительские паи составляли 81,9%, а крестьянские паи — 18,1% основных капиталов обществ сельскохозяйственного кредита. С развитием сети первичных кредитных кооперативов крестьянские паи утратили свое значение н были выкуплены.
Утвержденный правительством нормальный устав общества сельскохозяйственного кредита предусматривал 'следующие его задачи: содействие снабжению крестьянских хозяйств средствами производства, улучшению и расширению крестьянских хозяйств, повышению качества продукции, ее реализации, организации производств по переработке сельскохозяйственных продуктов и пр.; использование передаваемых обществу Наркоматом земледелия и другими учреждениями специальных капиталов на развитие сельского хозяйства; содействие организации и развитию кредитных функций в первичных кооперативах и их объединениях, работающих в области сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности.
Непосредственно руководство, объединение и согласование деятельности обществ сельскохозяйственного кредита возлагались на отдел сельскохозяйственного кредита Госбанка. Однако развитие кредитной кооперации и сети обществ сельскохозяйственного кредита потребовало создания республиканских и общесоюзного сельскохозяйственных банков при сохранении за Госбанком лишь функций общего регулирования.
Постановление об организации Центрального сельскохозяйственного банка, принятое II съездом Советов СССР 1 февраля 1924 г.", определило цели и задачи байка, а также основы его взаимоотношений с республиканскими и местными сельскохозяйственными банками (обществами сельскохозяйственного кредита). По Уставу банк должен был обеспечивать объединение и планомерное использование государственных средств, направляемых на кредитование сельского хозяйства, изыскивать новые источники привлечения средств в сельское хозяйство, предоставлять долгосрочные и краткосрочные кредиты кооперативам и другим об-
ществевным учреждениям и предприятиям сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности, содействовать развитию низовой сети учреждений сельскохозяйственного кредита.
Центральный и республиканские сельскохозяйственные банки создавались на акционерных началах. Учредителями Центрального сельхозбанка были Наркомфвн СССР, наркоматы земледелия союзных республик и Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации. На 1 октября 1926 г. из 86, 3 млн. руб. акций банка Наркомфижу принадлежали 17 млн. руб., Госбанку — 8,5 млн., наркоматам земледелия — 34,1 млн. руб. Не менее половины основного (акционерного) капитала байка выделялось на выдачу долгосрочных ссуд.
II съезд Советов СССР подчеркнул единство системы сельскохозяйственного кредита, значение согласованной деятельности всех ее звеньев, начиная от первичных кредитных кооперативов. Центральный сельхозбанк собственных филиалов не имел и все свои операции (кроме операций общесоюзного значения) проводил через республиканские банки н общества сельхозкредита. Таким образом, в построении системы сельскохозяйственного кредита сочетались государственное и кооперативное начала, что обеспечивало усиление регулирующей роли государства и непосредственное участие крестьян — через кредитную кооперацию —в развертывании деятельности системы сельскохозяйственного кредита.
Государство предоставляло системе сельскохозяйственного кредита разнообразные льготы, в частности налоговые. Кредитные учреждения всех ступеней не облагались подоходным и промысловым налогами, все их паи, вкладные и ссудные операции, а также документы по таким операциям освобождались от гербового сбора. В отношении налогов и сборов, взносов на соцстрах и арендной платы эти учреждения были приравнены к состоящим на государственном бюджете.
Главное место в ресурсах сельскохозяйственных банков занимали бюджетные ассигнования. За три года (1923/24 — 1925/ 26 гг.) бюджет передал сельхозбанкам 205 млн. руб., в том числе 130 млн. руб. на образование их капиталов и 75 или. руб. в качестве средств специального назначения. Ассигнования из государственного бюджета в 1924/25 г. превысили треть (34,2%), а в 1925/26 г. составили немногим менее двух третей (60,8%) всего прироста средств сельскохозяйственных банков.
За 1923/24 — 1925/26 гг. через систему ЦСХБанка государство направило в сельское хозяйство в порядке кредитования свыше 400 млн. руб.
Удельный вес долгосрочных ссуд из года в год повышался, причем большая часть кредитов выдавалась па производственные нужды, чему партия и правительство уделяли особенно большое внимание. Еще 11 января 1924 г., в целях облегчения покупки сельскохозяйственных орудий, ЦИК и СНК СССР обязала государственные учреждения и предприятия, а также кооперативные организации продавать их крестьянству по довоенной цене. На расходы по снабжению крестьян этими орудиями но удешевленным ценам из государственного бюджета отпускались особые средства, сосредоточившиеся в Центральном сельскохозяйственном банке. В сентябре 1924 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о кредите на производство землеустроительных работ. Ссуды выдавались для поощрения перехода к улучшенным формам землепользования путем землеустройства. В первую очередь удовлетворялись ходатайства коллективов и земельно-кооперативных объединений. В августе 1925 г. СТО принял решение продавать трудовым крестьянам тракторы по твердым продажным ценам, независимо от места их производства, в рассрочку на период
да трел урождав м. На операции по сельскохозяйственному тран-тороснабжению с распоряжения ЦСХБанка выделялись бюджетные ассигнования.
Придавая особенно большое значение производственным кредитам, партия л правительство вместе с тем всячески содействовали сбытовым операциям бедняцких и маломощных крестьянских хозяйств. 25 июля 4925 т. «в целях оказания поддержки беднейшим слоям крестьянства, обычно продающим хлеб в осенние месяцы и вновь покупающим его в новом календарном году для собственного потребления», СТО предложил ЦСХБанку финансировать маломощные хозяйства под залог хлеба. По разработанному ЦСХБанком плану в течение августа — декабря 1925 г. намечалось принять в залог 40 млн. пудов хлеба.
Чтобы сделать кредит наиболее доступным крестьянству, в ноябре 1925 г. были снижены процентные ставки: по долгосрочным ссудам — с 7 до 6, по краткосрочным — с 12 до 10.