Банки Белгородской области
Все банки Белгородской области на одном сайте.
Белгород, Старый Оскол, Алексеевка, Валуйки...
Банки Белгорода Автокредит, лизинг, ипотека
Единая финансовая служба Белгорода
Поиск:  

Лучший курс обмена валюты в Белгороде

Банокматы: Белгород, Старый Оскол, Губкин, Новый Оскол, Разумное, Алексеевка, Валуйки, Волоконовка, Маслова Пристань, Поляна, Октябрьский, Бирюч, Грайворон, Короча, Строитель, Шебекино, Чернянка, Ракитное, Дубовое, Ровеньки, ещё...
Банк 31 » История банков и финансов » Финансовые реформы. Итоги первой пятилетки » Три формы расчетов — акцептная, аккредитив и с особого счета


Три формы расчетов — акцептная, аккредитив и с особого счета
Были введены три формы расчетов — акцентная, аккредитив и с. особого счета. При акцептной форме расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия поку­пателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не заявил 6 своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика, перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта) последнего. Введение акцеп­тной формы расчетов означало, следовательно, усиление ответст­венности поставщиков и покупателей за строгое соблюдение дого­ворных отношений.
Вторая форма расчетов — аккредитив — применялась в тех случаях, когда необходимо было производить на месте — у по­ставщика — приемку товаров или осуществлять расчеты по степе­ни готовности (за заказы, исполняемые в течение длительного срока я оплачиваемые частично, по мере ях выполнения). Опла­та банком принятых покупателем товаров или выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с несколькими доставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.
В связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января 1931 г. установило два дополнительных вида кредита — на суммы в пути и подтоварный. Первый должен покрывать дополнительную потребность поставщика в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от покупателя; второй предоставлялся хозяйственным орга­нам в тех случаях, когда задержка реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит по причи­нам, непосредственно не зависящим от хозоргана (например, вследствие транспортных затруднений).
В целях улучшения расчетной деятельности Госбанка была установлена минимальная сумма счета (1000 руб.), принимаемого банком к оплате в порядке безналичных расчетов; более же мел­кие счета подлежали оплате помимо банка, наличными деньгами.
В середине марта 1931 г. Центральный Комитет ВКП(б) про­вел совещание по вопросу об изменениях и поправках к кредит­ной реформе. Решения этого совещания, утвержденные Цент­ральным Комитетом ВКП(б), были оформлены постановлением Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г, «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах». Оно определило роль н задачи Государственного банка, основные прин­ципы кредитной работы, ликвидировало ошибочную практику кредитования «под план».
Как указывалось в этом постановлении, роль Государственно­го банка «заключается в том, чтобы: а) стать расчетной орга­низацией для обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов; б) обеспечить действительный повседневный контроль рублем аа ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и ходом'накоплений в обобщест­вленном секторе народного хозяйства; в) обеспечить укрепление хозяйственного расчета предприятии и хозяйственных объедине­ний как основного рычага в выполнении планов (количественных я качественных заданий) во всем обобществленном секторе» ". Постановление обязало хозяйственные органы восстановить договорную систему, нести ответственность за выполнение хозяй­ственных договоров, публиковать отчетные балансы и предостав­лять их Государственному банку.
Установленная этим постановлением система кредитования характеризовалась следующими основными моментами; при со­ставлении и утверждении финансовых планов каждому хозяйственному органу устанавливался лимит кредитования, т. е. пре­дельная сумма кредитования; по представлении хозорганами до­говоров, заключаемых на основе их финансовых планов, банк открывал хозорганам кредит; по мере выполнения хозорганами заключенных ими договоров банк производил отпуск средств, т, е, предоставлял фактически кредит. Это означало, что Государ­ственный банк имел право кредитовать хозорганы в пределах кредитного лимита лишь в размерах действительных потребно­стей, подтвержденных представленными банку договорами, я толь­ко в соответствии с ходом выполнения договоров.
Следовательно, кредитование должно было осуществляться не «под план», а в меру выполнения плана. Госбанку категорически запрещалось покрывать за счет своих средств убытки хозоргани-заций. Предпочтительной формой расчетов была признана акцеп­тная. Банку предоставлялось право применять к хозорганам, на­рушающим требования договорной, платежной и кредитной дис­циплины, меры кредитного воздействия (кредитные санкции): прекращать выдачу сумм со счетов неаккуратных хозорганов, продавать в принудительном порядке принадлежащие им товары и другие материальные ценности.
ЦК ВКП(б) в директивном письме от 12 апреля 1931 г. всем партийным организациям и руководителям хозяйственных, финансовых и банковских органов «О поправках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров» подчеркнул исключительное хозяйственно-политическое значение постановле­ния СНК СССР от 20 марта и указал на мероприятия, которые должны быть проведены в период подготовки перехода на новую систему кредитования, т. е. до 1 мая 1931 г. В центре всей под­готовительной работы предлагалось поставить вопрос о хозяйст­венных договорах.
Ликвидация обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе постановления Совета тру­да и обороны (СТО) от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных; организаций». Каждая государственная хозяйственная организа ция наделялась собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов,? топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовые изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих лет. Эти минимальные запасы, необходимые для нормальной деятель-иости предприятия, выражались в днях и получили название нормативов.
Для доведения размеров собственных оборотных средств госу­дарственных предприятий до уровня норматива в 1931 г. была проведена конверсия задолженности хозяйственных органов Гос­банку, а именно часть этой задолженности с государственных хозорганизаций списывалась и зачислялась в их собственные обо-ротные средства. Сумма конверсии (более 6 млрд. руб.) была
оформлена в виде специального долгосрочного займа, погашаемого в течение нескольких лет за счет средств государственного бюд­жета. Полностью этот долг был возмещен Государственному банку в 1938 г. Дальнейшее пополнение собственных оборотных средств государственных хозяйственных организаций должно было произ­водиться за счет собственных накоплений, а в недостающей сум­ме —за счет бюджетных безвозвратных ассигнований,
О влиянии конверсии свидетельствуют следующие данные. В 1929 г. в оборотных средствах промышленности ВСНХ собст­венные ее средства составляли 51,3%, кредитная задолженность банкам — 25,4, кредитная задолженность по выданным вексе­лям — 19%. В 1932 г. в тяжелой промышленности на долю собст­венных оборотных средств (с учетом конверсии) приходилось 81,3%, на долю кредитной задолженности Госбанку — 18,7%.
Потребность предприятия в собственных оборотных средствах устанавливалась при утверждении промфинплана предприятия. Постановление предусматривало возможность временного, на срок не более одного месяца, перераспределения собственных оборот­ных средств внутри объединений лишь в тех случаях, когда по каким-либо причинам предприятие не может полностью использо­вать свои оборотные средства, но вместе с тем они ему необхо­димы и могут быть использованы по истечении некоторого вре­мени. Для стимулирования лучшего использования оборотных средств сверхплановые накопления и средства, высвобожденные путем сверхпланового ускорения их оборачиваемости, оставались в распоряжении предприятий
В целях действительного обеспечения прав хозоргана распо­ряжаться своими собственными оборотными средствами единый контокоррент был ликвидирован. Каждое хозрасчетное предприя­тие, имеющее самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, должно иметь в Госбанке свой расчетный счет, на ко­торый зачисляются все (и собственные, и заемные) оборотные средства предприятия или хозоргана. Право распоряжения этим счетом принадлежит только предприятию или хозоргану — вла­дельцу счета. Госбанк может списывать средства со счета без согласия хозоргана или предприятия лишь в ограниченных, уста­новленных законом случаях. Кроме расчетного счета хозорган вли предприятие имеет ссудный счет, на котором отражается движение его задолженности Госбанку.
Наделение предприятий собственными оборотными средствами на определенные нужды в пределах минимальных потребностей повлекло за собой уточнение объектов банковского кредитования. Потребности, покрываемые собственными оборотными средствами, не могли служить объектами банковского кредитования. С другой стороны, потребности предприятий и хозяйственных органов и средствах, превышающих установленный минимум их собствен­ных оборотных средств, должны покрываться банковским креди­том. В постановлении СТО от 23 июля 1931 г. указывалось:
«Государственный банк предоставляет краткосрочный кредит го­сударственным предприятиям лишь на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, с авансированием сезонных процессов производства, с накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, с вре­менным повышением вложений в незавершенное производство, с сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, вытекающие из хода производства и обращения товаров».
Таким образом, банковский кредит должен был предостав­ляться лишь на временные нужды предприятий, причем в каждом случае на строго и точно установленные нужды. Отсюда выте­кают и основные принципы кредитования: срочность, возврат­ность, целевой характер и обеспеченность кредита. Каждая ссуда, предоставляемая Госбанком, должна иметь определенное целевое назначение и выдаваться лишь в том случае, если предприятие или хозорган гарантируют использование ссуды на установлен­ную при ее выдаче цель. Каждая ссуда может быть, далее, выда­на лишь на определенный, точно установленный срок. Соблюде­ние второго принципа требует обеспечения безусловного возвра­щения полученной ссуды по истечении ее срока. Для обеспечения же возвратности ссуды устанавливается четвертый принцип — обеспеченность кредита товарно-материальными ценностями. Бан­ку предоставлялось право списывать с расчетного счета хозоргана средства на погашение просроченных ссуд.
Ликвидировав недостатки и просчеты в практике проведения кредитной реформы, Коммунистическая партия и Советское пра­вительство добивались совершенствования работы Государствен­ного банка. В мае 1932 г., заслушав доклад об итогах перехода к новым формам кредитования и расчетов, Совнарком СССР отме­тил, что Госбанк организационно не перестроил своего аппарата применительно к новым задачам кредитной и расчетной работы и особенностям отдельных отраслей хозяйства. Госбанку было предложено построить свой аппарат по отраслевому принципу (отраслевые управления и отделы), принять меры к защите инте­ресов поставщиков при акцептной форме расчетов, расширяя од- ; повременно применение аккредитива и особого счета, форсировать организацию внутрисистемного и межотраслевых расчетов приме­нительно к особенностям отдельных отраслей народного хозяй­ства.
Среди мероприятий, направленных на дифференциацию форм кредитования, важнейшими были введение в 1932 г. нового по­рядка кредитования совхозов (с учетом особенностей кругооборо­та средств в сельском хозяйстве) и перестройка в 1933 г. систе­мы кредитования товарооборота.
Кредитная реформа имела крупное значение для всего социа­листического строительства. В результате реформы обеспечива­лась непосредственная связь кредита с процессами производства и обращения товаров, что составляет одну из важнейших особен­ностей советского кредита. Создалась система кредитования н расчетов, соответствующая сущности советского кредита, его роли в хозяйственной жизни страны, позволяющая плодотворно ис­пользовать 'кредит и банковские учреждения для борьбы за выполнение народнохозяйственных планов, для укрепления хо­зяйственного расчета, усиления заинтересованности предприятий и хозорганизаций в результатах своей деятельности, для контроля рублем.
В большой степени усилилась роль Государственного банка СССР как кредитного, расчетного и кассового органа страны. Чис­ло учреждений Госбанка выросло с 601 на 1 октября 1929 г. до 2198 на 1 января 1933 г., кредитные вложения Госбанка в на­родное хозяйство — с 4,1 млрд. до 10,5 млрд. руб., остатки средств на счетах в Госбанке — с 1,7 млрд. до 8,7 млрд. руб. Обороты Госбанка по всем операциям за 1932 г. превысили 1 трлн. руб., кассовые обороты (по приходу) составили около 43 млрд, руб. (в ценах соответствующих лет).
Кредитная реформа вместе с тем усилила возможности конт­роля рублем со стороны финансовых органов, их ответственность за состояние и правильное использование собственных оборотных средств предприятий н хозорганизаций.
Одним из важнейших результатов кредитной реформы явилось облегчение условий для планирования денежного обращения. Реформа позволила перейти к составлению кассовых планов «в целях улучшения учета денежной массы и укрепления плано­вого начала в регулировании денежного обращения»13. В кассо­вых планах, представляемых хозяйственными органами и учреж­дениями в Госбанк одновременно с их квартальными финансовы­ми и кредитными планами, учитывались все ожидаемые поступ­ления наличных денег и фактическая потребность в наличных деньгах для выплаты заработной платы, на заготовки и для других нужд. Тем самым: Госбанк получал возможность учесть и взять под свой контроль все каналы обращения налич­ных денег, точнее согласовывать поступления наличных денег в кассы Госбанка и выпуск денег в обращение, усилить контроль за соблюдением правил развития безналичных расчетов, препят­ствовать оседанию денег в кассах предприятий, учреждений и хозяйственных организаций.
 
Другие новости по теме:

  • Кредитная реформа
  • Кредитная реформа и организация оборотных средств государственных социалист ...
  • Изменения в организации кредитования и расчетов
  • Перестройка кредитной системы
  • Организация фондов денежных ресурсов и денежных накоплений государственных ...


  • Распечатать

    РЕЙТИНГ БАНКОВ ОТ БАНК31
    1. Белгородпромстройбанк (голосов 6)
    2. ВТБ 24 (голосов 5)
    3. Альфа-банк (голосов 5)
    4. Восточный экспресс банк (голосов 5)
    5. ВТБ (голосов 3)
    6. Траст (голосов 3)
    7. ВТБ 24 (доп. офис в г. Старый Оскол) (голосов 3)
    8. Белгородпромстройбанк (Старооскольский филиал) (голосов 4)
    9. Траст (доп. офис в г. Старый Оскол) (голосов 3)
    10. Мой Банк (голосов 3)
    11. Пробизнесбанк (голосов 3)
    12. Барклайс Банк (голосов 4)
    13. Авангард (голосов 2)
    14. Газэнергопромбанк (голосов 3)
    15. Росбанк (голосов 2)
    16. ЮниКредит Банк (голосов 2)
    17. Пробизнесбанк (голосов 2)
    18. Банк Москвы (голосов 3)
    19. Белгородсоцбанк (голосов 3)
    20. КИТ Финанс (голосов 2)
    ПАРТНЕРЫ



    НОВОСТИ БЕЛГОРОДА
    Навальный обжаловал в Конституционном суде закон о выборах президента
    В Конституционный суд почтой отправлена жалоба Навального на противоречие закона о выборах президента России Конституции страны, об этом говорится в сообщении, опубликованном в Telegram-канале Фонда ...

    Число пострадавших в ходе нападения на школу в Бурятии выросло до семи
    После нападения на учеников школы в поселке Сосновый Бор города Улан-Удэ госпитализированы семь пострадавших, двое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщил журналистам заместитель председателя ...

    На Украине нашли крупное месторождение золота
    В Раховском районе Закарпатской области обнаружили крупное месторождение золота.

    АРХИВ НОВОСТЕЙ
    Февраль 2016 (397)
    ССЫЛКИ
    Центробанк РФ


    НАШ ОПРОС

    Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка.

    Большое количество банкоматов
    Большое количество отделений в вашем городе и других городах России
    Удобные часы работы
    Банк давно работает на рынке
    Рекомендации знакомых, которые являются клиентами этого банка
    Приветливые и вежливые менеджеры
    Отсутствие очередей в отделениях
    Выгодные процентные ставки по вкладам и кредитам
    Большой спектр услуг для частных клиентов и бизнеса
    Низкие тарифы на обслуживание/бесплатное обслуживание
    Наличие интернет-банка (возможность управлять своими счетами через интернет)
    Российский банк
    Иностранный банк
    Понравились/ запомнились рекламные акции
    Другое

    История банков и финансов

    - Финансы в период октября

    - Финансы в период интервенции и гражданской войны

    - Финансы в восстановительный период НЭПа

    - Финансы в начальный период борьбы за социалистическую индустриализацию страны

    - Финансовые реформы. Финансовые итоги первой пятилетки

    - Финансы в период борьбыза завершение строительства социалистического общества и проведение новой конституции СССР. Финансы в третьей пятилетке

    - Финансы в период войны

    - Финансы в четвёртой, послевоенной пятилетке