 |
 |
 |
 |
| Три формы расчетов — акцептная, аккредитив и с особого счета |
|
 |
|
|
 |
Были введены три формы расчетов — акцентная, аккредитив и с. особого счета. При акцептной форме расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия покупателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не заявил 6 своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика, перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта) последнего. Введение акцептной формы расчетов означало, следовательно, усиление ответственности поставщиков и покупателей за строгое соблюдение договорных отношений.
Вторая форма расчетов — аккредитив — применялась в тех случаях, когда необходимо было производить на месте — у поставщика — приемку товаров или осуществлять расчеты по степени готовности (за заказы, исполняемые в течение длительного срока я оплачиваемые частично, по мере ях выполнения). Оплата банком принятых покупателем товаров или выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с несколькими доставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.
В связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января 1931 г. установило два дополнительных вида кредита — на суммы в пути и подтоварный. Первый должен покрывать дополнительную потребность поставщика в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от покупателя; второй предоставлялся хозяйственным органам в тех случаях, когда задержка реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит по причинам, непосредственно не зависящим от хозоргана (например, вследствие транспортных затруднений).
В целях улучшения расчетной деятельности Госбанка была установлена минимальная сумма счета (1000 руб.), принимаемого банком к оплате в порядке безналичных расчетов; более же мелкие счета подлежали оплате помимо банка, наличными деньгами.
В середине марта 1931 г. Центральный Комитет ВКП(б) провел совещание по вопросу об изменениях и поправках к кредитной реформе. Решения этого совещания, утвержденные Центральным Комитетом ВКП(б), были оформлены постановлением Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г, «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах». Оно определило роль н задачи Государственного банка, основные принципы кредитной работы, ликвидировало ошибочную практику кредитования «под план».
Как указывалось в этом постановлении, роль Государственного банка «заключается в том, чтобы: а) стать расчетной организацией для обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов; б) обеспечить действительный повседневный контроль рублем аа ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и ходом'накоплений в обобществленном секторе народного хозяйства; в) обеспечить укрепление хозяйственного расчета предприятии и хозяйственных объединений как основного рычага в выполнении планов (количественных я качественных заданий) во всем обобществленном секторе» ". Постановление обязало хозяйственные органы восстановить договорную систему, нести ответственность за выполнение хозяйственных договоров, публиковать отчетные балансы и предоставлять их Государственному банку.
Установленная этим постановлением система кредитования характеризовалась следующими основными моментами; при составлении и утверждении финансовых планов каждому хозяйственному органу устанавливался лимит кредитования, т. е. предельная сумма кредитования; по представлении хозорганами договоров, заключаемых на основе их финансовых планов, банк открывал хозорганам кредит; по мере выполнения хозорганами заключенных ими договоров банк производил отпуск средств, т, е, предоставлял фактически кредит. Это означало, что Государственный банк имел право кредитовать хозорганы в пределах кредитного лимита лишь в размерах действительных потребностей, подтвержденных представленными банку договорами, я только в соответствии с ходом выполнения договоров.
Следовательно, кредитование должно было осуществляться не «под план», а в меру выполнения плана. Госбанку категорически запрещалось покрывать за счет своих средств убытки хозоргани-заций. Предпочтительной формой расчетов была признана акцептная. Банку предоставлялось право применять к хозорганам, нарушающим требования договорной, платежной и кредитной дисциплины, меры кредитного воздействия (кредитные санкции): прекращать выдачу сумм со счетов неаккуратных хозорганов, продавать в принудительном порядке принадлежащие им товары и другие материальные ценности.
ЦК ВКП(б) в директивном письме от 12 апреля 1931 г. всем партийным организациям и руководителям хозяйственных, финансовых и банковских органов «О поправках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров» подчеркнул исключительное хозяйственно-политическое значение постановления СНК СССР от 20 марта и указал на мероприятия, которые должны быть проведены в период подготовки перехода на новую систему кредитования, т. е. до 1 мая 1931 г. В центре всей подготовительной работы предлагалось поставить вопрос о хозяйственных договорах.
Ликвидация обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе постановления Совета труда и обороны (СТО) от 23 июля 1931 г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных; организаций». Каждая государственная хозяйственная организа ция наделялась собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов,? топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовые изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих лет. Эти минимальные запасы, необходимые для нормальной деятель-иости предприятия, выражались в днях и получили название нормативов.
Для доведения размеров собственных оборотных средств государственных предприятий до уровня норматива в 1931 г. была проведена конверсия задолженности хозяйственных органов Госбанку, а именно часть этой задолженности с государственных хозорганизаций списывалась и зачислялась в их собственные обо-ротные средства. Сумма конверсии (более 6 млрд. руб.) была
оформлена в виде специального долгосрочного займа, погашаемого в течение нескольких лет за счет средств государственного бюджета. Полностью этот долг был возмещен Государственному банку в 1938 г. Дальнейшее пополнение собственных оборотных средств государственных хозяйственных организаций должно было производиться за счет собственных накоплений, а в недостающей сумме —за счет бюджетных безвозвратных ассигнований,
О влиянии конверсии свидетельствуют следующие данные. В 1929 г. в оборотных средствах промышленности ВСНХ собственные ее средства составляли 51,3%, кредитная задолженность банкам — 25,4, кредитная задолженность по выданным векселям — 19%. В 1932 г. в тяжелой промышленности на долю собственных оборотных средств (с учетом конверсии) приходилось 81,3%, на долю кредитной задолженности Госбанку — 18,7%.
Потребность предприятия в собственных оборотных средствах устанавливалась при утверждении промфинплана предприятия. Постановление предусматривало возможность временного, на срок не более одного месяца, перераспределения собственных оборотных средств внутри объединений лишь в тех случаях, когда по каким-либо причинам предприятие не может полностью использовать свои оборотные средства, но вместе с тем они ему необходимы и могут быть использованы по истечении некоторого времени. Для стимулирования лучшего использования оборотных средств сверхплановые накопления и средства, высвобожденные путем сверхпланового ускорения их оборачиваемости, оставались в распоряжении предприятий
В целях действительного обеспечения прав хозоргана распоряжаться своими собственными оборотными средствами единый контокоррент был ликвидирован. Каждое хозрасчетное предприятие, имеющее самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, должно иметь в Госбанке свой расчетный счет, на который зачисляются все (и собственные, и заемные) оборотные средства предприятия или хозоргана. Право распоряжения этим счетом принадлежит только предприятию или хозоргану — владельцу счета. Госбанк может списывать средства со счета без согласия хозоргана или предприятия лишь в ограниченных, установленных законом случаях. Кроме расчетного счета хозорган вли предприятие имеет ссудный счет, на котором отражается движение его задолженности Госбанку.
Наделение предприятий собственными оборотными средствами на определенные нужды в пределах минимальных потребностей повлекло за собой уточнение объектов банковского кредитования. Потребности, покрываемые собственными оборотными средствами, не могли служить объектами банковского кредитования. С другой стороны, потребности предприятий и хозяйственных органов и средствах, превышающих установленный минимум их собственных оборотных средств, должны покрываться банковским кредитом. В постановлении СТО от 23 июля 1931 г. указывалось:
«Государственный банк предоставляет краткосрочный кредит государственным предприятиям лишь на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, с авансированием сезонных процессов производства, с накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, с временным повышением вложений в незавершенное производство, с сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, вытекающие из хода производства и обращения товаров».
Таким образом, банковский кредит должен был предоставляться лишь на временные нужды предприятий, причем в каждом случае на строго и точно установленные нужды. Отсюда вытекают и основные принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер и обеспеченность кредита. Каждая ссуда, предоставляемая Госбанком, должна иметь определенное целевое назначение и выдаваться лишь в том случае, если предприятие или хозорган гарантируют использование ссуды на установленную при ее выдаче цель. Каждая ссуда может быть, далее, выдана лишь на определенный, точно установленный срок. Соблюдение второго принципа требует обеспечения безусловного возвращения полученной ссуды по истечении ее срока. Для обеспечения же возвратности ссуды устанавливается четвертый принцип — обеспеченность кредита товарно-материальными ценностями. Банку предоставлялось право списывать с расчетного счета хозоргана средства на погашение просроченных ссуд.
Ликвидировав недостатки и просчеты в практике проведения кредитной реформы, Коммунистическая партия и Советское правительство добивались совершенствования работы Государственного банка. В мае 1932 г., заслушав доклад об итогах перехода к новым формам кредитования и расчетов, Совнарком СССР отметил, что Госбанк организационно не перестроил своего аппарата применительно к новым задачам кредитной и расчетной работы и особенностям отдельных отраслей хозяйства. Госбанку было предложено построить свой аппарат по отраслевому принципу (отраслевые управления и отделы), принять меры к защите интересов поставщиков при акцептной форме расчетов, расширяя од- ; повременно применение аккредитива и особого счета, форсировать организацию внутрисистемного и межотраслевых расчетов применительно к особенностям отдельных отраслей народного хозяйства.
Среди мероприятий, направленных на дифференциацию форм кредитования, важнейшими были введение в 1932 г. нового порядка кредитования совхозов (с учетом особенностей кругооборота средств в сельском хозяйстве) и перестройка в 1933 г. системы кредитования товарооборота.
Кредитная реформа имела крупное значение для всего социалистического строительства. В результате реформы обеспечивалась непосредственная связь кредита с процессами производства и обращения товаров, что составляет одну из важнейших особенностей советского кредита. Создалась система кредитования н расчетов, соответствующая сущности советского кредита, его роли в хозяйственной жизни страны, позволяющая плодотворно использовать 'кредит и банковские учреждения для борьбы за выполнение народнохозяйственных планов, для укрепления хозяйственного расчета, усиления заинтересованности предприятий и хозорганизаций в результатах своей деятельности, для контроля рублем.
В большой степени усилилась роль Государственного банка СССР как кредитного, расчетного и кассового органа страны. Число учреждений Госбанка выросло с 601 на 1 октября 1929 г. до 2198 на 1 января 1933 г., кредитные вложения Госбанка в народное хозяйство — с 4,1 млрд. до 10,5 млрд. руб., остатки средств на счетах в Госбанке — с 1,7 млрд. до 8,7 млрд. руб. Обороты Госбанка по всем операциям за 1932 г. превысили 1 трлн. руб., кассовые обороты (по приходу) составили около 43 млрд, руб. (в ценах соответствующих лет).
Кредитная реформа вместе с тем усилила возможности контроля рублем со стороны финансовых органов, их ответственность за состояние и правильное использование собственных оборотных средств предприятий н хозорганизаций.
Одним из важнейших результатов кредитной реформы явилось облегчение условий для планирования денежного обращения. Реформа позволила перейти к составлению кассовых планов «в целях улучшения учета денежной массы и укрепления планового начала в регулировании денежного обращения»13. В кассовых планах, представляемых хозяйственными органами и учреждениями в Госбанк одновременно с их квартальными финансовыми и кредитными планами, учитывались все ожидаемые поступления наличных денег и фактическая потребность в наличных деньгах для выплаты заработной платы, на заготовки и для других нужд. Тем самым: Госбанк получал возможность учесть и взять под свой контроль все каналы обращения наличных денег, точнее согласовывать поступления наличных денег в кассы Госбанка и выпуск денег в обращение, усилить контроль за соблюдением правил развития безналичных расчетов, препятствовать оседанию денег в кассах предприятий, учреждений и хозяйственных организаций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
 |
НОВОСТИ БЕЛГОРОДА |
 |
|
 |
ФБР и МВБ опубликовали отчет о кибертаках в ходе выборов в США
Министерство внутренней безопасности США опубликовало на сайте отчет о кибератаках на серверы Демократической партии США в ходе президентских выборов, совершенных якобы российскими хакерами, ...
Захарова назвала администрацию Обамы «группой озлобленных неудачников»
Официальные заявления МИД России по поводу контрмер на введенные США новые санкции последуют в пятницу, написала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она также назвала администрацию ...
Задержаны все подозреваемые в нападении на сотрудников Росгвардии
Поднятые по тревоге специальные подразделения Росгвардии центрального округа совместно с сотрудниками органов внутренних дел задержали всех подозреваемых в нападении на экипаж вневедомственной охраны.
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
| Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|
 |