 |
 |
 |
 |
|
|
 |
|
|
 |
Валютная монополия, опиравшаяся на осуществленную в апреле 1918 г. национализацию внешней торговли, способствовала концентрации золотых запасов в руках государства, препятствовала использованию золота и других валютных ценностей капиталистическими элементами для борьбы с Советской властью и утечке золота за границу. Одновременно партия и Советское правительство провели ряд мер по регулированию товарооборота и цен и по борьбе со спекуляцией. Была введена хлебная монополия, организован Комитет цен, в задачи которого входили определение издержек обращения, установление нормальных цен на товары, распределение прибыли от продажи товаров между отдельными звеньями товаропроводящей системы.
Б области финансов мерами текущего характера, направленными на сжатие размеров денежной эмиссии и преодоление финансового кризиса, были жесткое сокращение государственных расходов, налаживание контроля за выдачей и использованием средств и сметного дела.
В феврале при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) был организован Особый комитет по сокращению государственных расходов с участием представителей Наркомата государственного контроля. На Комитет, в частности, возлагались задачи: пересмотр всех кредитов по росписи государственных расходов и временным расписаниям, сокращение и отмена излишних ассигнований; пересмотр полномочий ведомств, лиц и учреждений, пользующихся правами распорядителей кредитов; предварительное рассмотрение финансовых смет и проекта росписи государственных доходов н расходов; рассмотрение требований ведомств па сверхсметные кредиты и т. д. Было уменьшено жалованье высшим служащим и чиновникам, получавшим чрезмерно большие оклады; казначейство прекратило выплату пенсий, превышавших 300 руб. в месяц на одно лицо или сенью.
В проведении контроля за выдачей и расходованием средств большое значение имели развитие и упорядочение кредитных операций Народного (Государственного) банка. Создание Центрального учетно-ссудного комитета, куда входили представители ВЦ И К, ВСНХ, Госбанка, ВЦСПС и наркоматов, устраняло затруднения в проведении контроля, возникавшие до этого из-за того, что разрешения на выдачу ссуд параллельно выдавались Госбанком, производственными отделами ВСНХ (из фондов финансирования промышленности) и Особым совещанием по финансированию (из находившегося в его распоряжении специального военного фонда). Особое совещание было упразднено, решение всех вопросов о финансировании и кредитовании предприятий сосредоточено в Центральном учетно-ссудном комитете.
Разработка смет и подготовительные работы к составлению первого советского государственного бюджета начались еще в 1917 г. сразу же после установления Советской власти. В. И. Ленин в числе других основных положений хозяйственной политики отмечал «неуклонное требование предварительных планов и смет»21. В конце января 1918 г. были утверждены Временные правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июнь 1918 г.
Хотя по внешним, формальным признакам сметы ведомств и вся роспись государственных доходов и расходов напоминала
дореволюционные, их содержание изменилось коренным образом. Революция ликвидировала старые, антинародные учреждения и вызвала к жизни новые, советские учреждения и мероприятия, новые потребности. В связи с национализацией земли, банков и промышленности, аннулированием займов и другими революционными преобразованиями происходили изменения также и в структуре доходов. Следовательно, необходимо было не только составить сметы новых и переделать сметы реорганизуемых учреждений, но разработать совершенно новый сметный материал, определить новые доходы и расходы по каждой смете. Неналаженность взаимоотношений между различными ведомствами и учреждениями и между центром и местами затрудняла работу. Поэтому Временные правила предусматривали упрощенный порядок составления и прохождения смет, без подробных расчетов и объяснений.
В марте 1918 г. Совнарком обязал ВСНХ добиться ускорения представления смет, рассмотреть их и через президиум ВСНХ представить на утверждение Совнаркома. Впредь до -утверждения смет и росписи государственных доходов и расходов в целом ежемесячные ассигнования производились в пределах предыдущего года. Их увеличение допускалось только на расходы по заработной плате и на платежи по утвержденным контрактам. Из образованного для покрытия дефицита национализированных предприятий и для операционных расходов ВСНХ особого фонда (в сумме 2 млрд. руб.) средства отпускались лишь по специальным постановлениям правительства.
Острый недостаток денежных средств и необходимость первоочередного удовлетворения потребностей центров Революции — Петрограда н Москвы — лишали Советское правительство возможностей оказывать всю необходимую финансовую помощь местам. Местные Советы должны были самостоятельно изыскивать средства на текущие расходы, прибегая к помощи центра только в исключительных случаях. Вместе с тем это обстоятельство в какой-то степени содействовало повсеместному усилению революционного наступления на капиталистические элементы.
Совет Народных Комиссаров в ноябре 1917 г. обратил внимание всех местных Советов на то, что «они, в качестве власти на местах, обладают также н налоговыми правами, вследствие чего все обращения к центральной государственной власти за субсиднями, не подкрепленные достаточными доказательствами невозможности получения необходимых денежных средств путем введения местных налогов, будут оставаться без удовлетворения».
Эти указания усиливали роль и авторитет Советов как органов революционной государственной власти на местах, активизировали массы в борьбе с капиталистическими элементами в содействовали более широкому осуществлению экспроприации экспроприаторов.
Несмотря, однако, на такие широкие нрава местных Советов, налоговые поступления не удовлетворяли полностью даже самых настоятельных финансовых нужд на местах. В этом сказывались результаты экономической и финансовой разрухи, порожденной первой мировой войной. Это объяснялось также отсутствием опыта в организации местного налогового обложения и экономическим неравенством отдельных районов. В связи с ходатайствами о денежной помощи Совнарком в декабре 1917 г. открыл в Государственном банке кредит в 200 млн. руб. для выдачи ссуд городам и земствам на удовлетворение неотложных нужд, преимущественно на сельское хозяйство, строительство в ремонт школ и больниц, заготовку топлива.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
 |
НОВОСТИ БЕЛГОРОДА |
 |
|
 |
Мошенники придумали схему обмана под видом выплат с «Госуслуг»
Мошенники придумали новую схему получения сведений о банковских картах и начали обманывать россиян под видом выплат с «Госуслуг», передаёт РИА Новости.
На Украине оценили убытки от запуска Nord Stream 2
Размер средств, недополученных Украиной из-за запуска газопровода «Северный поток-2», может составить $3 млрд. Об этом 2 марта заявил бывший министр экономики Украины, президент Центра рыночных ...
Экс-депутат Рады призвала готовиться к военному захвату Крыма
Украинский политик, бывший депутат Верховной рады Татьяна Черновол призвала готовиться к захвату Крыма у России "в любой момент". Об этом она заявила в эфире телеканала "Прямой".
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
| Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|
 |