 |
 |
 |
 |
Упорядочение сметного дела, составлении и исполнение государственного бюджета, внедрение финансово-бюджетной дисциплины |
|
 |
|
 |
Центральное место в текущей финансовой работе занимал вопрос об упорядочении сметного дела, составлении и исполнении государственного бюджета, внедрении финансово-бюджетной дисциплины. Вследствие новизны дела в условиях советского строя и по другим причинам составление и рассмотрение смет на январь — июнь 1918 г. задерживалось. Но хотя роспись государственных доходов и расходов на этот период была утверждена правительством лишь в июле, это утверждение имело немаловажное значение, так как позволяло урегулировать, соответствующим образом оформить производимые в счет представленных смет расходы, что являлось одной из предпосылок упорядочения всего бюджетного дела. Пи царское, ни Временное правительства не смогли рассмотреть и утвердить проект росписи иа 1917 г., хотя в их распоряжении было больше времени и имелся налаженный финансовый аппарат. Организовав составление и внимательное рассмотрение ведомственных смет в нескольких инстанциях, Советское правительство добивалось экономии в расходовании государственных средств, внедряло элементы бюджетного контроля и бюджетной дисциплины. Помимо того, был проведен и ряд специальных мероприятии в этой области, например по соблюдению единства государственной Кассы. Несмотря на принятые меры по сокращению расходов и увеличению доходов, государственный бюджет на январь — июнь 1918 г. был составлен с большим дефицитом (расходы — 17 603 млн. руб., доходы — 2853 млн. руб.). В подавляющей своей части дефицит вызывался затратами, связанными с выходом из войны и ликвидацией ее последствий. Государство несло большие расходы на демобилизацию армии, демилитаризацию и восстановление работы предприятий, на оказание помощи крестьянам машинами, орудиями, семенами и удобрением, на снабжение населения продовольствием. Крупные суммы предусматривались на социально-культурные мероприятия, направленные на приобщение масс к политической, хозяйственной и культурной деятельности. Поэтому в объяснительной записке к росписи государственных доходов и расходов на январь — июнь 1918 г. вполне обоснованно указывалось, что направление средств по росписи служит гарантией бездефицитности бюджета в ближайшем будущем. Основываясь на оиыте работы по составлению и исполнению бюджета первого полугодия 1918 г., правительство в нюне 1918 г. утвердило Правила составления и исполнения смет и общей росписи- государственных доходов и расходов на июль — декабрь 1918 г.29.Правила содержали подробные указания о соблюдении принципов бюджетной дисциплины. Они требовали, чтобы сметы включали все доходы и расходы и сопровождались объяснительными записками, обосновывающими не только законность, ио и целесообразность ассигнований в определенных размерах. Все ведомства обязывались расходовать открытые по сметам и кассовым росписям кредиты только соответственно их целевому назначению, относиться с исключительной бережливостью к расходованию народных средств и не допускать^ перерасходов разрешенных сметами назначений. Не предусмотренные сметами расходы могли производиться лишь на основании специальных разрешений Совнаркома. Государственная роспись доходов и расходов на июль — декабрь предусматривала крупные ассигнования на строительство. В мае 1918 г. Совнарком утвердил обширный план мелиоративных работ «по увеличению обеспечения русской текстильной промышленности хлопком» 10, включавший, в частности, орошение 500 тыс. десятин Голодной степи; Комитет государственных сооружений получил 50 млн* руб. на подготовительные мероприятия. Составленная нм программа, рассчитанная на 4—5 лет, намечала строительство железнодорожных линий, водных путей и электростанций, крупные мелиоративные работы в Среднеазиатских республиках, Поволжье, Приуралье и некоторых других районах страны. Иностранная военная интервенция и гражданская война сорвали осуществление, этой программы. Укрепление финансового положения Советского государства прежде всего зависело от быстрейшего налаживания деятельности национализированных и находящихся под рабочим контролем предприятий и хозяйственных организаций, повышения производительности труда, экономии в расходовании материальных и денежных средств, внедрения элементов хозяйственного расчета. Большую роль в этом деле должна была сыграть правильная постановка финансирования и кредитования. Надо было обязать предприятия и учреждения заботиться о соответствии между их расходами и доходами, нести полную ответственность за решение поставленных перед ними финансовых задач. В первое' время связь национализированных и бывших казенных предприятий с государственным бюджетом была слабой. Они зачисляли на собственные текущие счета в банке все доходы от реализации продукции, покрывая из последних свои затраты. По- требность в бюджетном финансировании возникала в тех случаях, когда предприятие, нуждавшееся в средствах, по каксй-либо причине не могло получить банковской ссуды. На практике все предприятия временно или даже систематически испытывали большие финансовые затруднения. Борьба за повышение производительности труда, за демилитаризацию предприятий срывалась из-за недостатка денежных средств. Необходимо было оказывать предприятиям помощь в возрастающих масштабах, С 27 декабря 1917 г. по 10 мая 1918 г. ВСНХ рассмотрел ходатайство о предоставлении кредитов, авансов и субсидий на сумму в 922 млн. руб. Упорядочению бюджетного финансирования должен был способствовать установленный с апреля 1918 г. порядок обязательного составления смет государственными предприятиями, на основании которых бюджет должен был покрывать превышение затрат предприятий над их текущими поступлениями. Для оказания нуждающимся предприятиям срочной, (не дожидаясь утверждения их смет) помощи за счет особого бюджета был создан оборотный фонд ВСНХ и введена система авансовых выдач национализированным или бывшим казенным предприятиям. Значительную роль в обеспечении финансовых потребностей предприятий играло банковское кредитование, преимущественно в форме подтоварного кредита. Однако в условиях хозяйственной разрухи взаимоотношения между предприятиями и банком не могли полностью основываться на принципах действительного кредитования —; срочности, возвратности и реальной обеспеченности ссуд. Из-за перебоев в производстве и реализации своей продукции предприятия не располагали своевременно обеспечением, необходимым для получения ссуды, и лишались возможности погашать прежнюю задолженность банку. Отказы на этом основании выдавать новые ссуды вызывали бы лишь усиление затруднении в деятельности предприятий. В таких условиях кредитование по сутя дела превращалось в разновидность бюджетного финансирования. Учитывая эти обстоятельства, правительство в августе 1918 г. решило прекратить кредитование Народным банком предприятий, находившихся в ведении ВСНХ, и в дальнейшем отпускать им средства только по сметам. Такое решение вопроса отражало уже новые условия хозяйственной жизни, связанные с началом иностранной военной интервенции и обострением гражданской войны. По неполным отчетным данным, бюджет на январь — июнь 1918 г. был выполнен по доходам и расходам лишь на одну треть. Основная часть недобора доходов приходилась на поступления от государственных предприятий, что в значительной степени объяснялось переоценкой возможностей восстановления и развития их работы. Большое влияние оказало сокращение территории, с которой фактически поступали доходы (в январе — из 27 губерний, в феврале — из 26, в апреле — мае и июне — из 25 губерний), Однако главная причина заключалась в неналаженвости еще учета и отчетности и в том, что большие суммы не сдавались в доход государства, а непосредственно расходовались на местах Бюджет на второе полугодие 1918 г., разработанный еще в условиях мирной передышки, исполнялся в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны. Все же степень его исполнения характеризуется лучшими показателями. В этом сказались результаты упорной борьбы партии и правительства за сокращение государственных расходов и укрепление сметно-бюд-жетной дисциплины. И во втором полугодии связь центра с местами все еще была слабо налажена, сведения с мест о поступающих и ожидаемых доходах характеризовались неполнотой и неточностью; многие учреждения, вопреки декрету о соблюдении единства государственной кассы, не сдавали средства в доход казны, а расходовали их на свои нужды, нередко неотложные, но не предусмотренные сметами. Однако бюджетное планирование несомненно укреплялось и совершенствовалось. |
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
 |