Установившийся в период военного коммунизма порядок оказания помощи хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий и несчастных .случаев, не соответствовал новой обстановке и новым задачам хозяйственного строительства. Необходимо было создать и усилить заинтересованность самих крестьян в расширении посевов, повышении урожайности,, увеличении поголовья скота и т. п. Распространение государственного социального обеспечения на все трудовые хозяйства и все случаи утраты ими в той или иной степени своих производительных сил препятствовало росту такой заинтересованности. Состояние ресурсов государства также требовало ограничения сферы социального обеспечения. IX Всероссийский съезд Советов в декабре 1921 г. в постановлении «По вопросам новой экономической политики и промышленности» указал: «Вопросы страхования рабочих, социального обеспечения, медицинской помощи и т. п. должны быть специально пересмотрены в связи с теми условиями, которые создает новая экономическая политика».
Государство в состоянии было взять на свой бюджет социальное обеспечение инвалидов войны и военной службы, нетрудоспособных членов их семей и семей погибших военнослужащих, инвалидов от рождения, .а также выдавать пенсии некоторым категориям работников за особые заслуги перед Родиной (персональные) и за честную и беспрерывную трудовую деятельность (за выслугу лет). Социальное обеспечение остального населения должно было осуществляться из других источников и на иных основаниях. Ограничивая сферу государственного социального обеспечения, партия и правительство восстанавливали государственное страхование, организовывали крестьянскую взаимопомощь.
Социальное обеспечение рабочих и служащих (лиц наемного труда) было заменено государственным социальным страхованием, восстановленным в ноябре 1921 г. Страхование распространялось на все виды временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы и случай смерти. Уплата страховых взносов возлагалась на предприятия, учреждения и организации «без нрава обложения страхуемых». Размеры страховых взносов устанавливались в процентах к выплачиваемой заработной плате и зависели от количества занятых на предприятии, в учреждении или хозяйстве лиц и от условий работы (вредность производства) . Было установлено распределение средств социального страхования на четыре фонда: а) по временной нетрудоспособности и дополнительным видам помощи; б) по инвалидности; в) по безработице; г) лечебный фонд. Это разграничение создавало большие неудобства; одни фонды оказывались дефицитными, в других насчитывались крупные остатки средств. Специализация фондов была отменена в 1924 г.
Крупнейшее значение для развития социального страхования имели снятие органов социального страхования со всех видов государственного снабжения с переводом их на самоокупаемость и передача дела социального страхования из ведения Народного комиссариата социального обеспечения в ведение Народного комиссариата труда. Этими мероприятиями, проведенными в 1922 г., стимулировалось полное и своевременное взимание страховых взносов, их более экономное и эффективное использование, более тесная связь социального страхования с мероприятиями по организации труда и быта рабочих и служащих.
В 1925/26 г. доходы бюджета государственного социального страхования составили 765 млн. руб., расходы — 670 млн., из них 189 млн. руб. пошло на пособия по временной нетрудоспособности, 48 млн. — по безработице, 75 млн. — на дополнительные виды пособий (на кормление ребенка и пр.) , 1 10 млн. — на пенсии, 175 млн,— на медицинскую помощь застрахованным и членам их семейств, 28 млн. руб.— на профилактические мероприятия. Государственным социальным страхованием было охвачено около 8,2 млн. человек". Оно стало важным фактором подъема благосостояния трудящихся.