Контроль за правильным образованием и расходованием фондов заработной платы являлся одной из функций Государственного банка СССР, который выдавал наличные денежные суммы с расчетных счетов предприятий и хозяйственных организаций на выплату заработной платы. Осуществление такого контроля имело важное значение для роста прибыли предприятий, кассового планирования и для обеспечения устойчивости советской валюты.
Коммунистическая партия и Советское правительство провели ряд мер, направленных иа укрепление системы государственного социалистического страхования, па подчинение ее задачам повышения производительности труда и трудовой дисциплины, улучшения условий труда и быта рабочих, в первую очередь занятых в ведущих отраслях промышленности. Последовательное осуществление мероприятий должно было внести перелом в проведение государственного социального страхования.
Однако в 1930 г. были обнаружены искажения линии партии в социальном страховании. Например, в 1930 г. продолжалась выплата пособий по безработице, хотя в результате успехов социалистической индустриализации и быстрого темпа колхозного строительства безработица в Советском Союзе была полностью ликвидирована. Более того, ощущалась нехватка рабочей силы, что тормозило «осуществление быстрых темпов социалистического строительства». Разрешение вопроса о кадрах стало важнейшей хозяйственно-политической задачей партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных организаций. Между тем Наркомат труда продолжал содержать на пособии сотни тысяч «безработных».
Под видом «безработных» пособия фактически получали лица, вытесненные из колхозной деревни и из частной торговли, симулянты, уволенные с предприятий, прогульщики, лица, ищущие легких заработков, и т. п. С особого квартала 1930 г. (октябрь — декабрь) выплата пособий по безработице была прекращена и за этот счет увеличены средства, направляемые иа подготовку массовых кадров.
В июне 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли развернутое постановление о социальном страховании. Ранее задача социального страхования в основном сводилась к обеспечению застрахованных в случае временной или постоянной утраты ими заработка. Теперь на соцстрах возлагалось проведение широкой системы мероприятий по улучшению обслуживания основных рабочих кадров промышленности и транспорта в целях всемерного содействия росту производительности труда, борьбы с текучестью кадров, прогулами и т. п. Размер пособий по временной нетрудоспособности был поставлен в зависимость от отрасли производства, общего стажа работы, стажа непрерывной работы па данном предприятии. Устанавливалось правило, по которому экономия средств социального страхования, полученная в результате борьбы с текучестью рабочих кадров, с прогулами и т. п., должна расходоваться иа улучшение социально-бытовых условий рабочих (дома отдыха, санатории, ясли, детские сады, диетическое питание, бани, прачечные и т, д.).
Союзному совету соцстраха было предложено пересмотреть правила обеспечения по инвалидности и старости и по случаю потери кориильца, поставив размеры пенсий также в зависимость от отрасли труда и общего стажа работы в данной отрасли. Крупнейшее значение имели указания о необходимости взять более решительный курс на развитие различных видов профилактической медицинской и социально-бытовой помощи. Эти мероприятия Должны были содействовать вовлечению женщин и молодежи в социалистическое строительство.
Приведенные на стр. 274 данные показывают, как проведенная перестройка оказала влияние на состав и динамику расходов по бюджету социального страхования (в млн. руб.).
При снижении удельного веса расходов иа пенсии и пособия повысилась доля затрат на здравоохранение (с 28% в 1929/30 г. до 33,7% в 1932 г.), просвещение (с 3 До 5,8%) и рабочее жилищное строительство (с 11,3 до 19,8%). Состав и структура бюджета социального страхования отражали новые черты в развитии социалистического общества.