«Налоговая политика,— указывалось в резолюции XI съезда партии,— должна иметь задачей регулирование процессов накопления путем прямого обложения имущества, доходов и т. п.
В этом отношении налоговая политика является главным орудием революционной политики пролетариата в переходную эпоху,в то же время налоговая политика ставит себе непосредственные чисто фискальные задачи — обеспечение наибольшего поступления от налогов».
Допуская на первой стадии нэпа, в известных пределах, деятельность капиталистических элементов в торговле, сельском хозяйстве и мелкой промышленности, Советское государство использовало налоги как один из главных рычагов для ограничения накоплений этих элементов, чему В. И. Ленин придавал большое значение. Налоговые льготы, которые предоставлялись государственным и кооперативным предприятиям и организациям, служили одной из форм помощи социалистическим элементам в их экономическом соревновании с капиталистическими элементами. Налоговая политика в деревне содействовала подъему бедняцких и середняцких хозяйств, росту их товарности и ограничению экономической роли кулачества, тем самым упрочению союза рабочего класса и крестьянства.
Взимание налогов имело крупное значение для решения основной задачи финансовой политики в первый период нэпа — сокращения бюджетного дефицита и бумажноденежной эмиссии, подготовки замены обесценивающихся денег твердой валютой. Имея это в виду, IX Всероссийский съезд Советов (23—28 декабря 1921 г.) обязал все комиссариаты и органы Советского государства «приложить все усилия к выполнению полностью намеченного налогового плана» и признал «эту работу одной из самых важных и ударных при проведении в жизнь новой финансовой экономической политики».
Первые годы нэпа характеризуются большими трудностями в создании и развитии советской налоговой системы, так как необходимо было заново организовать специальный аппарат, ликвидированный в предшествующий период.
Как указывалось в резолюции XI съезда партии, из-за отсутствия налаженного советского налогового аппарата и вследствие острой нужды государства в средствах на первых норах преобладающее значение должно было получить косвенное обложение '*. В 1921 г. были введены акцизы на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина, спички, табачные изделия, гильзы и курительную бумагу, в 1922 г.— иа спирт, отпускаемый для технических, химических и других специальных надобностей, на пиво, мед, квас, фруктовые и искусственные минеральные воды, соль, нефтепродукты, свекловичный и крахмальный сахар, восковые п озокеритовые свечи, чай, кофе и цикорий, прессованные дрожжи, отечественные коньяки и водочные изделия, в 1923 г.— на текстильные изделия, резиновые галоши.
В дальнейшем, по мере развития народного хозяйства и укрепления финансового положения страны, были снижены акцизы на ряд товаров широкого потребления (сахар, соль, керосин, спички, чай) и введены акцизы на товары так называемого достаточного потребления (не первой необходимости) — спиртные напитки и табачные изделия. В результате удельный вес поступлений по акцизам на предметы не первой необходимости повысился с 32,9% в 1922/23 г. до 56,7% в 1925/26 г., а удельный вес поступлений по акцизам на предметы широкого потребления соответственно снизился с 67,1 до 43,4%.
Применяя косвенные налоги, Советская власть устраняла их отрицательную сторону (регрессивность) путем усиления обложения предметов роскоши, строгой классовой дифференциации прямого обложения и такого сочетания налогов с политикой заработной платы, при котором взимание налогов не вело к понижению реальной заработной платы. Ресурсы, получаемые в результате косвенного обложения, как и все другие свои ресурсы, Советское государство использовало для развития социалистических производительных сил и подъема благосостояния трудящихся. Вместе с тем оно всемерно развивало систему прямых налогов, взимание которых более отвечало задачам регулирования доходов и накоплений, так как позволяло установить непосредственную связь между размерами доходов и суммой налога с каждого плательщика. Прямые налоги составляли основу всей советской налоговой системы и в первый период нэпа. Они строились с всесторонним учетом особенностей условий образования и использования доходов в городе и деревне.
Первым прямым налогом с несельскохозяйственного населения, введенным после перехода к нэпу (в июне 1921 г.), был
промысловый налог с ненационализированных торговых и промышленных предприятий и личных промыслов без применения наемного труда. В начале 1922 г. налог был распространен на государственные и кооперативные предприятия н хозяйственные организации, на все личные промыслы. Этим преследовалась задача — стимулировать внедрение хозяйственного расчета и содействовать перераспределению средств между отраслями хозяйства в пользу ведущих отраслей промышленности.
Слабость финансового аппарата, преобладание мелких^и мельчайших торговых и промышленных предприятий, неустойчивость торговли, отсутствие счетоводства или примитивный его характер на большинстве предприятий, использование налога для наиболее полной регистрации всех предприятий и промыслов — все это обусловливало иа первое время упрощенное построение налога и пониженные, размеры обложения.
Налог состоял из двух оборов — патентного и уравнительного. Ставки патентного обора дифференцировались (в очень слабой степени) в зависимости от местонахождения (5 поясов) и разряда предприятия, определяемого по внешним признакам (число рабочих и служащих, размер помещений, характер и род торговли). В значительной степени налог имел авансовый характер, так как засчитывался при уплате уравнительного сбора, который взимался в размере 3% от суммы облагаемого оборота, следовательно, был пропорциональным. Предприятия, занятые производством предметов роскоши или торговлей ими, облагались в повышенном размере. Значительные льготы предоставлялись кооперации.
Отнесение к одной и той же группе (разряд) различных по доходности, предприятии приводило к неравномерности обложения. Отсутствие дифференциации ставок по принадлежности предприятий (государственные, кооперативные, частные) еще более усиливало эту неравномерность: обороты государственных и кооперативных предприятий, обязанных публичной отчетностью, можно было учесть и обложить полнее, чем обороты частных предприятий, которые определялись по декларациям плательщиков и другим косвенным данным. Взимание налога по обороту отдельных - государственных предприятий, а не треста в целом приводило к многократности обложения.
Эти недостатки в построении промыслового налога, явившиеся результатом влияния работающих тогда в центральном финансовом аппарате буржуазных специалистов, были частично преодолены на основе указаний XI съезда партии и XII партийной конференции. В начале 1923 г, вводится дифференциация ставок уравнительного сбора в зависимости от принадлежности предприятия, частично устраняется многократность обложения государственных предприятий, расширяются льготы кооперации и довы-; шается обложение частных предприятий. Особенно крупные льготы кооперации были предоставлены декретом ЦИК и СНК СССР;
«О налоговых льготах для кооперативных организаций» от 7 декабря 1923 г., что укрепляло ее финансовое положение и содействовало вытеснению частного капитала. В 1925 г. проводится дальнейшее усиление обложения производства предметов роскоши и торговли ими (вводится дополнительный патентный сбор и повышается ставка уравнительного сбора), снижение обложения кустарей и ремесленников, не применяющих наемный труд в городах, и полное освобождение их от налога в сельских местностях.