 |
 |
 |
 |
|
|
 |
|
|
 |
Сложившаяся к 1930 г. система государственных доходов характеризовалась множественностью отдельных видов платежей, многократностью обложения налогами одних и тех же товаров на разных стадиях их производства и обращения. В ней отсутствовало также полное, проведенное до конца отграничение платежей предприятий и организаций обобществленного хозяйства от платежей частных хозяйств.
Количество платежей предприятий и организаций обобществленного хозяйства достигло 86.
Эта система платежей, оправдавшая себя на первом этапе нэпа в качестве важного орудия косвенного планового регулирования деятельности предприятии и хозяйственных организаций, пришла в противоречие с новой обстановкой и новыми задачам хозяйственного развития. Множественность платежей и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различи ных его звеньях затрудняли проведение плановой политики цен усложняли процесс взимания платежей и контроль за своевременной их уплатой, увеличивали расходы по их исчислению и взиманию, создавали излишние затруднения для хозяйственных организации.
Обложение различных отраслей промышленности и различных предприятий было неравномерным. Более высоко обложенными оказывались в ряде случаев отрасли, производящие средства производства. Обложение не находилось в зависимости и от размеров накоплений. В торговле размеры обложения разного рода мелкими налогами и сборами (не считая промыслового налога) колебались от 2,8 до 11,6%, причем наименьший процент изъятий приходился на табак, максимальный — на металлоизделия"
Множественность видов изъятий и разнообразие методов их взимания делали налоговую систему чрезвычайно громоздкой требовали содержания почти в каждом предприятии особых налоговых специалистов, знающих огромное число инструкций циркуляров, разъяснений по налоговой работе. В финансовых отделах имелись многочисленные консультанты по отдельным видам изъятий; узкая их специализация обусловливалась изобилием действующих и постоянно меняющихся законоположений, циркуляров, инструкций и т. д. по каждому виду изъятий. Несомненно что такая специализация, порождавшая громоздкий аппарат сама по себе была немалым препятствием на пути рационализации налоговой системы
По данным НКФ СССР, налоговый аппарат превышал на 1 октября 1929 г. 17 тыс. человек; половина из них работала в финансовых органах, а остальные составляли аппарат так называемого «наружного налогового надзора» (налоговые инспектора их помощники, агенты). На зарплату атому аппарату и на командировочные (разъездные) тратилось более 30 млн. руб в год не считая всякого рода хозяйственных расходов. Кроме того требовался разбухший кассовый аппарат и аппарат учета так как каждое кассовое учреждение должно было открывать отдельные счета по каждому налогу и сбору.
Вопрос об унификации платежей предприятий и хозяйственных организаций социалистического сектора народного хозяйства был поставлен ЦКК - РКИ еще в 1928 г. В первую очередь предлагалось объединение промыслового налога с акцизами и проведение принципа однократности обложения. Централизованная система взимания акцизов была распространена почти на все виды обобществленной подакцизной промышленности. В сентябре lazy г. было введено однократное взимание промыслового налога с мануфактуры, полуфабрикатов текстильной промышленности табачных изделий, масла и сахара (обложение у места производства товаров, идущих в потребление, но не в переработку).
По данным выборочного обследования, число плательщиков промыслового налога благодаря этой мере резко сократилось. Вместе с тем однократность обложения сблизила промналог с акцизами. Различив между ними свелось главным образом к масштабам обложения: для промналога — цена, для акцизов (как правило) — весовая или натуральная единица товаров. В конце 1929 г. в виде опыта было произведено слияние промналога с акцизами по текстильным товарам и спирту. Акциз с текстиля был заменен соответствующим увеличением ставки промналога, а по спирту, наоборот, был отменен цромналог и на соответствующую сумму повышен акциз.
Однако частичные изменения не устраняли отрицательных сторон сложившейся системы государственных доходов. В постановлении «О реорганизации управления промышленностью» (1929 г.) ЦК ВКЛ(б) указал, что создание единой хозрасчетной организации требует решительного упрощения системы обложения промышленности, и поручил Наркомфину и ВСНХ СССР разработать новую систему обложения/
В ходе подготовки реформы были выдвинуты два основных варианта реконструкции платежей социалистических предприятий и хозяйственных организаций: 1) введение единого платежа («один канал изъятий»); 2) организация двух платежей социалистического сектора (два канала изъятий).
Сторонники первого варианта формально ссылались на постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г., предложившее разработать систему обложения госпромышленности по принципу единого отчисления от прибылей. В качестве прибыли социалистических предприятий они рассматривали всю разницу между ценой и себестоимостью товаров социалистического сектора. Эта разница являлась общим источником средств для покрытия расходов по финансовому плану, часть ее подлежала изъятию в бюджет. Так как окончательные размеры подлежащей перечислению в бюджет части прибыли могут быть определены лишь но истечении года, то для обеспечения интересов бюджета предлагалось установить авансовые платежи с последующим перерасчетом по окончании года. Авансовые платежи предлагалось исчислять либо по обороту, либо по валовой прибыли предприятия
Проекты замены всех платежей социалистического сектора единым изъятием из прибылей основывались на левацких утверждениях об «отмирании» финансов и трансформации финансовых отношений в расчетные. Эти проекты встретили разностороннюю критику и не были проведены в жизнь. Наиболее существенным доводом против принятия таких проектов были указания на то, что такая система нарушит сложившиеся представления о рентабельности, породит бесхозяйственность, а переход к единому платежу, построенному по принципу изъятия из прибыли, создаст угрозу устойчивости бюджета, поставив его доходы в полную зависимость от качества и результатов хозяйственной деятельности предприятий.
Второй основной вариант реформы системы обложения предусматривал сочетание двух методов привлечения накоплений социалистического сектора народного хозяйства в бюджет: твердо фиксированной в форме налога доли цены товаров, подлежащей передаче в бюджет независимо от результатов работы предприятия, и изъятия из чистой прибыли предприятия в виде отчисления от прибылей. Указывалось, что каждый аз этих методов в отдельности имеет свои преимущества и свои недостатки.
Преимущество первого метода в том, что он в большей степени обеспечивает устойчивость доходов бюджета, создает меньшую зависимость бюджетных поступлений от результатов хозяйственной деятельности предприятий и' при условии гибкого его использования может стимулировать предприятия к снижению себестоимости.
Недостатки же первого метода в том, что при нем, даже при большой дифференциации изъятий, последние не могут быть приведены в полное соответствие с действительной доходностью предприятий и при недовыполнении или перевыполнении предприятием плана накоплений изъятия могут оказаться либо чрезмерными (затронут оборотные средства), либо, напротив, недостаточными (у предприятия будут оставаться излишние для его деятельности накопления).
При втором методе размеры изъятий могут быть приведены в полное соответствие с действительной доходностью предприятия и его потребностями в затратах. Однако определение размера прибыли, подлежащей передаче в бюджет, с учетом всех результатов работы предприятия, не стимулирует снижения себестоимости и не обеспечивает в достаточной степени интересов бюджета.
Сочетание обоих методов и должно было как раз дать такую систему платежей социалистического сектора народного хозяйства, которая бы отвечала интересам хозяйственного развития. Это и было осуществлено налоговой реформой, постановление о которой приняли ЦИК и СНК СССР 2 сентября 1930 г. В постановлении указывалось:
«С ростом и укреплением обобществленного сектора народного хозяйства и резким сокращением частного сектора, с усилением планового начала в народном хозяйстве в целом и в отдельных предприятиях,— действующая налоговая система перестала соответствовать состоянию и организации народного хозяйства. Множественность налогов и неналоговых видов изъятий средств в бюджет наряду со значительной сложностью их исчисления и взимания создает затруднения в регулировании производства и обмена и, в частности, в проведении политики цен. Сложные взаимоотношения обобществленной промышленности и торговли
с бюджетом затрудняют планирование отдельных отраслей и всего народного хозяйства в целом. Необходимость внести в налоговую систему коренные изменения стала еще острее в связи с реорганизацией управления государственной промышленностью и с проведением кредитной реформы.
Налоговая реформа имела целью устранить указанные недостатки, уничтожить множественность платежей и внести в систему государственных доходов больше четкости, исходя из новых форм управления промышленностью, новых форм и методов хозяйственного руководства. Она унифицировала и упростила систему платежей предприятий и организаций социалистического хозяйства. Подавляющая их часть была объединена в два платежа: для государственных предприятий — налог с оборота и отчисления от прибылей, для кооперации — налог с оборота и подоходный налог. Итоги такой унификации, по материалам проекта финансового плана на 1929/30 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
 |
НОВОСТИ БЕЛГОРОДА |
 |
|
 |
В Белом доме допустили отмену Трампом новых санкций против России
29 декабря президент США Барак Обама объявил о введении новых антироссийских санкций против ФСБ, ГРУ, еще ряда организаций, а также шести физических лиц, объяснив это кибератаками на избирательную ...
ФБР и АНБ опубликовали совместное заявление о российских кибератаках
Агентство национальной безопасности (АНБ) и Федеральное бюро расследований (ФБР) опубликовали совместный документ, в котором обвиняют российские власти в кибератаках. Заявление доступно на сайте ...
МИД РФ пообещал в пятницу огласить ответные меры на санкции США
Российские контрмеры в связи с решением уходящего президента США Барака Обамы выслать 35 российских дипломатов и ввести санкции за якобы причастность РФ к кибератакам будут оглашены в пятницу, ...
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
| Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|
 |