Вступление нашей страны в период социализма и изменения в классовом составе ее населения обусловили большие преобразования в системе налоговых платежей городского населения. Значение этих платежей в доходах государственного бюджета, так же как и налоговых платежей сельскохозяйственного населения, сильно снижалось. Менялись основы дифференциации размеров обложения.
Успешное вытеснение частного капитала из производства и обращения, рост и укрепление социалистического сектора народного хозяйства делали усложненную систему обложения частного сектора, существовавшую до реформы 1930 г., налипшей.
Процесс вытеснения частника особенно усилился с 1928/29 г. С 1 ноября 1928 г. по 1 ноября 1929 г. количество частных торговых предприятий сократилось со 158,3 тыс. до 87,4 тыс. единиц, т. в; почти в 2 раза. Еще более быстрыми темпами — почти в 3 раза — сократилось число предприятий оптовой торговли, тогда как число мелких торговцев снизилось Специальное
обследование по 19 крупнейшим городам, произведенное Нар-комфином СССР, показало, что с 1.октября 1929.г. по 25 марта 1930 г. общее число частных предприятий в этих городах сократилось. По отдельным городам это сокращение было еще более резким (в Саратове — на 94,5%, в Москве — на 89,9, в Киеве — на 88,8, в Ростове-на-Дону — на 88,1, в Харькове — на 82,1% и т. д.). Более крупные торговые и промышленные предприятия частного сектора были почти полностью ликвидированы.
При подготовке налоговой реформы вносились предложения о полной унификации платежей, частного сектора либо в едином промысловом налоге, взимаемом в процентном отношении к обороту прогрессивными ставками, либо в едином,подоходном налоге. Такая чрезмерная унификация была неприемлема, так как вела к усложнению проектируемого единого платежа и лишала финансовые органы возможности уловить разнообразные формы и источники доходов частного сектора. Система платежей частного сектора должна была обеспечить выявление скрываемых частником оборотов и доходов, что требовало сохранения нескольких платежей. Кроме того, налоги с частных предприятий в тот период еще не утратили полностью и своего регулирующего значения.
По всем этим соображениям были сохранены три основных платежа — подоходный налог, налог на сверхприбыль и промысловый налог. В подоходном налоге были унифицированы три ранее существовавших платежа (в том числе квартирный налог), в промысловом налоге — 32 платежа (в том числе 12 акцизов). Взамен ряда мелких платежей пошлинного характера (гербовый сбор, судебные пошлины, нотариальные сборы и др.) была установлена единая государственная пошлина.