 |
 |
 |
 |
| Проверка балансов и отчетов |
|
 |
|
|
 |
В период послевоенной перестройки народного хозяйства особое значение приобрела углубленная проверка балансов и отчетов, позволяющая выявлять неполадки в работе предприятий в-организаций, вскрывать резервы более быстрого налаживания их работы в условиях мирного хозяйственного строительства.
Одновременно с усилением финансового и кредитного контроля и укреплением платежной дисциплины на основе хозяйственных договоров были приняты меры по усилению хозрасчетной заинтересованности предприятий в количественных и качественных результатах своей деятельности.
Министерствам и главкам было запрещено изымать у предприятий собственные оборотные средства, если это не предусматривалось финансовым планом, а также изымать сверхплановые накопления до утверждения годовых отчетов.
В целях стимулирования борьбы за высокие качественные показателя было установлено, что премирование руководящих и инженерно-технических работников промышленных предприятий на выполнение и перевыполнение производственных планов может производиться лишь при условии выполнения государственного задания по себестоимости продукции.
Первостепенное значение среди мер хозрасчетного стимулирования, принятых 5 декабря 1946 г., имело восстановление фонда директора предприятия с 1 июля 1946 г.
Во время войны фонд директора предприятия был, как указывалось выше, временно отменен в связи с необходимостью добиться максимальной концентрации средств на нужды обороны. При восстановлении фонда директора были учтены недостатки его образования и использования в довоенные годы н соответственно внесены важные изменения.
Как и в довоенное время, источниками образования фонда директора являлась полученная предприятием прибыль или, если планом прибыль не предусмотрена, экономия от снижения себестоимости продукции. Но до войны отчисления в директорский фонд производились независимо от выполнения плановых заданий, а требовалось лишь, чтобы предприятие имело прибыль или экономию от снижения себестоимости продукции.
При восстановлении фонда директора условия его образования были усовершенствованы: отчисления в фонд производились лишь в том случае, если предприятие: 1) выполняет или перевыполняет план выпуска товарной продукции; 2) производит продукцию, ассортимент которой полностью соответствует плановому;
выполняет задание по снижению себестоимости продукции;
выполняет план прибыли от реализации продукции. Невыполнение хотя бы одного и? этих условий лишало предприятие права на образование фонда директора. Тем самым ванного было усилено значение этого фонда в деле стимулирования выполнения и перевыполнения плана по всем важнейшим не только количественным, но и качественным показателям.
Ранее, до войны отчисления в директорский фонд производились в одинаковой для всех отраслей промышленности размере , (определенный процент от полученной прибыли или экономии). При восстановлении фонда директора в 1946 г. размеры отчислений от прибыли иле экономии были дифференцированы. Для ряда отраслей тяжелой индустрии (машиностроение, угольная, нефтяная, металлургическая и некоторые другие) отчисления устанавливались в повышенных размерах: 10% от плановой и 75% от сверхплановой прибыли иди экономии. Для всех остальных отраслей промышленности вводились две ставки отчислений в зависимости от уровня рентабельности: 4% от плановой и 50% от сверхплановой прибыли или экономии при пониженном уровне рентабельности.
С 1948 г., в связи с ростом рентабельности предприятий, размеры отчислений по всем отраслям промышленности были снижены соответственно до 5 и 45%; 2,5 и 30 и 1,2 и 15%. Общий размер фонда директора был определен в 5% фонда заработной платы промышленно-производственного персонала предприятий, пересчитанного на фактический объем товарной продукции.
При восстановлении фонда директора промышленного предприятия точно указывались основные цели, на которые могут расходоваться средства этого фонда: 50% — на -сверхплановые затраты по расширению производства и жилищного фонда предприятия, другая половина— на улучшение культурно-бытового обслуживания работников предприятия в на их премирование.
Введенный сначала „только для промышленных предприятий, фонд директора в 1947—1948 гг. был распространен почти на все другие отрасли государственного хозяйства.
В области капитальных вложений принятые в период послевоенной перестройки народного хозяйства меры были направлены на укрепление проектно-сметвой дисциплины и обеспечение строительства технической документацией. В частности, была прекращена выдача разрешений на строительство новых объектов без утвержденных проектов и смет, практиковавшаяся ранее в связи
с особыми условиями военного времени. Имеете о тем на основе опыта периода войны упрощался и сокращался объем технической документации.
Одной из важнейших участков борьбы за режим экономия было сокращение управленческих расходов. 13 августа 1946 г. правительство приняло постановление «О запрещении расширения штатов административно-управленческого аппарата советских, государственных, хозяйственных, кооперативных и общественных организаций», которым аннулировало несколько сот тысяч вакантных должностей и запретило расширять штаты. Эта мера, давая экономию в расходах на -управление, вместе с-тем способствовала обеспечению производства рабочей силой.
Для укрепления хозрасчета и более эффективного использования финансово-экономических рычагов планового руководства хозяйством большое значение имела ликвидация последствий войны в области денежного обращения и товарооборота. Вся послевоенная перестройка народного хозяйства содействовала этому, подготовляла необходимые условия и предпосылки. Первостепенную роль при этом играли увеличение производства товаров широкого потребления, подъем сельского хозяйства, развертывание советской торговли.
В конце 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мероприятиях по ускорению подъема государственной легкой промышленности, производящей товары широкого потребления». Постановление предусматривало значительное увеличение капиталовложений в легкую промышленность, полное обеспечение предприятий текстильной и легкой промышленности топливом, электроэнергией и необходимыми материалами как для производства товаров широкого потребления, так и для восстановления и строительства новых предприятий и жилых домов. Указывалось на необходимость осуществить «серьезный поворот внимания и ресурсов министерств, ведомств, советов министров союзных республик и местных органов власти на дело ускорения роста производства товаров широкого потребления для населения».
В целях увеличения производства товаров широкого потребления и стимулирования децентрализованных заготовок сельскохозяйственной* продукции в городах и поселках Совет Министров в ноябре 1946 г. предоставил широкие льготы по налогу с оборота потребительской кооперации. Были приняты меры к созданию фондов стимулирования производства товаров широкого потреб-леяия 'в районной и областной промышленности в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 января 1941 г., расширена практика кредитования Промбанком этой промышленности при наличии необходимой сырьевой базы.
Утверждая закон о Пятилетием плане восстанобленйя и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг., Верховный Совет СССР в числе других мероприятий, направленных на успешное разрешение основных задач пятилетки, признал необходимым отменить в ближайшее время карточную систему снабжения, заменив ее развернутой советское торговлей. Решение этой задачи предполагалось осуществить уже в первом послевоенной году. Одвйко засуха, неблагоприятные природные условия уборки урожая во многих районах страны и связанное с этим сокращение запасов продовольствия в распоряжении государства вынудили перенести осуществление этой задачи с 1946 на 1947 г.
Вместе с тем были приняты меры к сближению цен коммерческой торговли и пайковых цен в целях облегчения перехода к развернутой советской торговле в 1947 г. В сентябре 1946 г. одновременно со значительным снижением цен коммерческой торговли были несколько повышены пайковые цены на продовольственные товары. Чтобы частично возместить потери от повышения пайковых цен, были следующим образом увеличены ставки и оклады заработной платы менее обеспеченных рабочих и служащих, получающих заработную плату до 900 руб. в месяц при месячной заработной плате до 300 руб. размер надбавки к ней составлял 100 руб., при заработной плате от 300 до 500 руб. надбавка равнялась тоже 100 руб., при заработной плате от 500 до 700 руб. надбавка равнялась 90 руб., при заработной плате свыше 700 руб.— 80 руб.
Стипендии учащимся высших учебных заведений были повышены на 80 руб., учащимся техникумов — на 60 руб. в месяц. Одновременно был повышен необлагаемый подоходным налогом минимум доходов: рабочих и служащих — со 150 до 260 руб.; учащихся — с 210 до 260 руб. в месяц., По одному только союзному бюджету для возмещения потерь рабочих, служащих и стипендиатов от повышения нанковых цен в четвертом квартале 1&46 г. были предусмотрены ассигнования в сумме 8,6 млрд. руб. Э*о свидетельствовало об огромной заботе партии и правительства о том, чтобы максимально, снизить тяжесть ликвидации последствий войны для трудящихся страны.
Успешное осуществление послевоенной перестройки народного хозяйства дало большие результаты. В период празднования 29-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции отмечалось, что наша страна прочно и уверенно встала на путь быстрого восстановления и мощного послевоенного подъема всех отраслей хозяйства и культуры.
Быстрыми темпами увеличивались основные фонды страны. За один лишь 1946 г. было восстановлено, вновь построено и введено в действие около 800 государственных предприятий, а к концу 1947 г. число таких предприятий возросло почти до 1900.
Быстро развертывалось промышленное производство. В то время как в капиталистических странах объем продукции в послевоенные годы падал (в США в 1946 г.— на Уз по сравнению с 1943 г.), в Советском Союзе объем гражданской продукции промышленности в нервом году послевоенной пятилетки увеличился по сравнению с предыдущий годом па 20%. Трудности послевоенной перестройки народного хозяйства обусловили некоторое недовыполнение годового плана выпуска ироиышлввзол продукции в 1946 г., однако это было временным явлением. В следующем, 1947 г. объем промышленной продукции вырос на 22% и значительно превысил годовое задание. Большим достижением было то, что уже в конце 1947" г. наша промышленность поднялась до уровня довоенного, 1940 г.
Последствия засухи 1946 г. благодаря преимуществам колхозного строя и большой помощи со стороны социалистического государства были сведены к минимуму. В то время как в царской России засуха неизбежно приводила к голоду, обнищанию миллионов крестьянских хозяйств, длительному упадку сельского хозяйства, в СССР социалистическое земледелие уже в следующем после засухи году добилось резкого повышения1 урожайно* сти и увеличения сбора зерновых культур на 58%. Это явилось одной из важнейших предпосылок отмены в 1947 г. карточной системы снабжения цри одновременном проведении денежной реформы, ликвидировавшей последствия войны в области денежного обращения.
Развертывание производства гражданской продукции обеспечило быстрый рост розничного товарооборота государственной и кооперативное торговли: иа 30% в 1946 г. и на 17% в 1947 г. (в сопоставимых ценах).
Данные табл. 11 показывают, как на доходах и расходах государственного бюджета СССР отразилась послевоенная перестройка народного хозяйства.
За первые два года послевоенной пятилетки доходы государственного бюджета СССР увеличились на 27,5%. В составе бюджетных доходов резко снизился удельный вес привлеченных средств населения и вырос удельный вес поступлений от предприятий и организаций социалистического -хозяйства. Такие изменения структуры доходов бюджета происходили в условиях роста денежных доходов населения. Они обусловливались быстрым расширением производства и товарооборота.
Советское правительство сразу же после войны провело демо-i бюшзацию армий в сильно снизило бюджетные расходы на вооруженные силы, В результате удельный вес этих расходов во всех бюджетных затратах понизился до 23,6% в 1946 г. и 18,4% в 1947 г. против 52,3 % в 1944 г. Следует отметить, что в 1947 г. расходы на вооруженные силы занимали в государственной бюджете меньшее место, чем накануне Отечественной войны. Это является одним из ярких показателей мирной политики. Советского Союза.
Быстро растущие по своим абсолютным размерам расходы государственного бюджета СССР на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия вновь, как и до войны, стали составлять подавляющую долю всех бюджетных затрат.
Успехи послевоенной перестройки народного хозяйства ярко отразились в балансе государственного бюджета СССР. За первые два года пятилетки, несмотря на большое снижение платежей населения, доходы государственного бюджета СССР превысили его расходы на 21,3 млрд, руб. Это превышение явилось важным источником ресурсов кредитной системы и сыграло крупную роль в подготовке и успешном проведении денежной реформы в 1947г. За 1946 г. кредиты Госбанка отраслям народного хозяйства у'ве-оилились на 18,6%.
С окончанием войны отпала необходимость в той централизации бюджетных ресурсов, которая диктовалась потребностями военного времени. В условиях мирного хозяйственного строительства важное значение приобретало развертывание хозяйственной инициативы союзных республик и всех местных органов государственной власти и государственного' управления в деле восстановления и развития производительных сил, в частности всемерного укрепления и роста народного хозяйства союзных республик.
Одним из выражений осуществления этой директивы являлось повышение удельного веса государственных бюджетов союзных республик в составе государственного бюджета СССР. В 1946 г. при росте государственного бюджета СССР по сравнению с 1945 г. на 6,9% объем государственных бюджетов союз-яых республик увеличился на 30,8%. На 1947 г. государственный -бюджет СССР был утвержден в объеме, превышающем уровень 1946 т. на 22,3%, а государственные бюджеты союзных республик— превышением уровня 1946 г. на 31,7%. Одновременно повышался удельный вес местных бюджетов в составе государственных бюджетов союзных республик с 66,4% в 1946 г. до 67,7% в 1947 г. (по расходам).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
 |
НОВОСТИ БЕЛГОРОДА |
 |
|
 |
ФБР и МВБ опубликовали отчет о кибертаках в ходе выборов в США
Министерство внутренней безопасности США опубликовало на сайте отчет о кибератаках на серверы Демократической партии США в ходе президентских выборов, совершенных якобы российскими хакерами, ...
Захарова назвала администрацию Обамы «группой озлобленных неудачников»
Официальные заявления МИД России по поводу контрмер на введенные США новые санкции последуют в пятницу, написала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она также назвала администрацию ...
Задержаны все подозреваемые в нападении на сотрудников Росгвардии
Поднятые по тревоге специальные подразделения Росгвардии центрального округа совместно с сотрудниками органов внутренних дел задержали всех подозреваемых в нападении на экипаж вневедомственной охраны.
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
| Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|
 |