Большое народнохозяйственное значение имели принятые в мае 1950 г. постановления Совета Министров СССР о снижении стоимости строительства, порядке утверждения проектов и смет и упорядочения проектного дела.
Совет Министров констатировал, что, в то время как развитие промышленного производства сопровождается снижением стоимости продукции и на этой основе происходит снижение цен на товары и укрепление советского рубля, стоимость строительства, несмотря на значительный рост объема капитальных работ, не снижается и остается высокой, На министерства, ведомства, советы министров союзных республик, руководителей строительных и проектных организаций возлагалась обязанность — принять меры по коренному улучшению и перестройке работы Строительных и проектных организаций. Предлагалось с 1 июля 1950 г. снизить сметную стоимость строительства в среднем на 25% ири сохранении установленных на 1950 г. заданий по вводу в действие производственных площадей. Это снижение обеспечивалось устранением излишеств в проектах и сметах, снижением стоимости строительно-монтажных работ, а также дальнейшим снижением оптовых цен на материалы и оборудование и тарифов на перевозки.
Важное значение имела ликвидация излишеств в проектах и сметах. За этот счет предлагалось снизить стоимость строительства в среднем иа 15%. Основными путями для этого были: сокращение территории промышленных предприятий и поселков при них, объединение в одном здании нескольких производственных и подсобных цехов, уменьшение площадей и объемов промышленных зданий и сооружений, вспомогательных цехов при сохранении заданной мощности предприятий; сокращение площадей конторских зданий и помещений для бытовых нужд, необоснованно превышающих потребность; применение наиболее экономных конструктивных решений, максимально облегчающих вес зданий и сооружений и сокращающих расход строительных материалов.
Излишества в проектах и сметах были во многом связаны с системой оплаты проектных работ. Стоимость проектирования определялась в процентах к сметной стоимости строительства; фонд премирования работников проектных организаций устанавливался в процентах от стоимости проектирования, оплата проектных и изыскательских работ производилась на основе договоров за счет смет на капитальное строительство. Такая система порождала искусственное завышение стоимости строительства, незаинтересованность проектных организаций в наиболее экономных проектных решениях и в использовании имеющихся типовых и стандартных проектов. Чем выше была запроектированная стоимость объекта строительства, тем больше средств получала проектная организация и выше были отчисления в фонд премирования. На качестве проектов и стоимости строительства отрицательно сказывались многочисленность мелких проектных организаций, параллелизм в их работе.
Содержание проектных организаций было передано на государственный бюджет, а их работники переводились со сдельной оплаты труда на повременную с премированием за снижение стоимости строительства. Был введен единый прейскурант на проектные и изыскательные работы и коренным образом улучшено планирование проектных и изыскательных работ: они стали производиться не в зависимости от получения заказов, а на основе общего народнохозяйственного плана, что обеспечивает большую равномерность работы проектных организаций, улучшение качества проектирования и своевременное обеспечение всех строек ироектно-сметной документацией. Мелкие проектные организации ликвидировались, устанавливался авторский надзор проектных организаций за качеством возводимых по их проектам зданий и сооружений. Все это обеспечило уже во втором полугодии 1950 г. снижение стоимости проектных и изыскательных работ на 19,9% по сравнению с первый полугодием того же года.
Стоимость строительно-монтажных работ должна была снизиться с 1 июля 1950 г, на 7,5—8% за счет сокращения сроков строительства, улучшения организации строительных и монтажных работ, значительного повышения механизации всех видов работ, лучшего использования механизмов, более экономного расходования материалов, широкого внедрения индустриальных методов строительства, сокращения транспортных, накладных и административно-хозяйственных расходов. Административно-хозяйственные расходы предлагалось снизить до 10%, расходы по содержанию дирекции строительных предприятий — на 15, заготовительно-складскне расходы — на 20%.
Были намечены также пути ликвидации недостатков в планировании капитального строительства, приводивших к распылению материальных и денежных средств по многим стройкам, удлинению сроков строительства, задержке ввода новых мощностей в действие.
С 1 июля 1950 г. были значительно снижены цены на строительные материалы и изделия, лесоматериалы, на строительное и технологическое оборудование, а также грузовые тарифы.
Перед банками долгосрочных вложений была поставлена задача улучшения контроля за снижением стоимости строительства, выполнением плана ввода в действие пусковых объектов, распределением денежных и материальных ресурсов по многочисленным стройкам в целях недопущения их распыления, за состоянием незавершенного строительства, укреплением проектно-сметной дисциплины и повышением качества проектов. С 1 июля 1950 г. финансирование строек могло осуществляться только по уточненным (в связи со снижением стоимости строительства па 25%) планам капитальных работ, планам финансирования, титульным спискам и подрядным договорам. Министерство финансов СССР приняло меры к изменению правил финансирования строительства банками долгосрочных вложений, исходя из задач, поставленных партией и правительством.
Удовлетворение потребностей строек в финансовых ресурсах, бесперебойное и правильное их финансирование являлись важнейшими задачами советской системы финансов в годы первой послевоенной пятилетки.