 |
 |
 |
 |
| Финансирование социально-культурных мероприятий |
|
 |
|
|
 |
Направляя максимум средств на строительство социалистической индустрии, государство одновременно усиливало финансирование социально-культурных мероприятие. За 4 года (1926/27— 1929/30 гг.) бюджетные затраты на эти мероприятия выразились в сумме 10 153 млн. руб. (включая средства социального страхования). Особое внимание было уделено развитию массового просвещения, развертыванию подготовки квалифицированных кадров из среды рабочего класса, развитию науки, дальнейшему оздоровлению условий быта и труда. На финансирование подготовки кадров и развития науки государственный и местные бюджеты направили за 4 года 1676 млн. руб.
Для доходной части государственного бюджета в период борьбы за социалистическую индустриализацию страны характерным является резкое повышение доли платежей предприятий а организаций социалистического хозяйства в налоговых поступлениях, большой рост неналоговых доходов от государственного хозяйства и поступлений по государственным займам.
Рост поступлений в бюджет от общественного хозяйства свидетельствует об увеличении доходов социалистических предприятий и организаций на основе социалистической индустриализации. Рост государственных займов выражает более активное участие трудящихся своими сбережениями в социалистической индустриализации страны.
Поскольку доходы транспорта полностью обращались на финансирование затрат отрасли, а поступления от жилищно-коммунального хозяйства использовались для собственных текущих расходов, то перераспределительная роль неналоговых доходов бюджета в основном ограничивалась отчислениями от прибылей. Плательщиками отчислений были главным образом государственные предприятия н организации легкой промышленности н товаропроводящей системы, а также кредитные учреждения. Поскольку в бюджетном финансировании народного хозяйства на нервом месте находилась тяжелая индустрия, то большой рост отчислений от прибылей свидетельствует о возрастанни перераспределительной роли бюджетной системы.
Средства государственного социального страхования поступали в государственный бюджет лишь в относительно небольшой доле для финансирования некоторых социально-культурных мероприятий и (в части резервов бюджета соцстраха) в порядке 8%-ного займа. Основная доля средств государственного социального страхования направлялась на расходы по социальному страхованию непосредственно из бюджета соцстраха. Интересы индустриализации страны находили здесь (как и в жилищно-коммунальном хозяйстве) свое отражение в более высоком обеспечении культурно-бытовых потребностей работников ведущих отраслей промышленности и новостроек.
Ленинские принципы программы страхования были полностью реализованы еще к началу первой пятилетки. За счет средств соцстраха обеспечивалась помощь во всех случая потери заработка по временной нетрудоспособности и инвалидности, помощь семьям, потерявшим кормильцев, безработным. Сверх программы страхования были введены бесплатная медицинская помощь застрахованным и их семьям, бесплатная санаторно-курортная помощь и т, д. За один поить 1928/29 г. в дома отдыха былс .направлено 467 тыс. человек, в санатории и на курорты — 81 тыс, человек. На социальном страховании состояло 1039 тыс. пенсионеров. Число застрахованных в 1930 г. составляло 93,8% общей численности рабочих и служащих. Не охваченными страхованием остались лишь некоторые сезонные и временные рабочие, а также часть домашних работниц. Фонды социального страхования (включая отчисления иа рабочее жилищное строительство) выросли с 703,4 млн. руб. в 1925/26 г. до 1657,1 млн. руб. в 1929/30 г., а в среднем на одного застрахованного — с 7 р. 33 к. до 9 р. 88 к.
Все это свидетельствует о том, что государственное социальное страхование сыграло важную роль в подъеме материального благосостояния трудящихся. Этому способствовали также меры, проведенные Советским правительством в 1929 г. Было осуществлено объединение республиканских и транспортных бюджетов социального страхования со сметой Центрального управления социального страхования при Наркомате труда в единый бюджет государственного социального страхования, что создавало возможности для более целесообразного использования средств, сосредоточения их на решающих участках социалистического строительства.
В мае 1929 г. вводится пенсионное обеспечение в порядке социального страхования по старости, распространенное вначале на рабочих черной металлургии, железнодорожного транспорта и некоторых других отраслей хозяйства.
Однако деятельность органов социального страхования не отвечала потребностям быстрого развития социалистической экономики.
До 1929 г. включительно социальное страхование в основном ставило своей задачей обеспечивать застрахованных в случае утраты ими заработка. Поэтому первенствующее место в работе органов соцстраха занимала выплата индивидуальных денежных пособий и пенсий. Страховые тарифы чрезмерно дифференцировались исходя из теории «страховых рисков», в выдаче пенсий и пособий проводилась уравниловка (независимо от участка работы, стажа трудовой деятельности, производительности труда застрахованного). Среди обеспечиваемых страхованием оказались мелкобуржуазные элементы и выходцы из буржуазных слоев.
Указав на зти и другие недостатки, Центральный Комитет ВКП(б) в сентябре 1929 г. предложил провести в деле государственного социального страхования отраслевую специализацию (создание отраслевых страховых касс), децентрализовать выдачу пособий и пенсий, всемерно оказывать преимущества рабочим, занятым в ведущих отраслях промышленности, обеспечивать вовлечение в работу но социальному страхованию широкого профсоюзного актива в т, д.
Некоторую долю средств для финансирования индустриализации давало развитие государственного имущественного и личного страхования. В бюджетную систему средства поступали отчасти в порядке отчислений от прибылей Госстраха СССР и главным образом через образование страховых и резервных фондов, накапливаемая часть которых помещалась в государственные займы.
До 1928 г. страхование имущества социалистических предприятий и организаций проводилось на одинаковых основаниях со страхованием имущества частных предприятий н лиц с применением лишь системы скидок. Строилось оно на коммерческих началах с чрезмерной дифференциацией страховых тарифов в зависимости от горимости, определяемой путем статистических выкладок за 15—20 лет, но без всякого учета народнохозяйственной значимости имущества. Страхование было добровольным, определялось договорами, заключаемыми Госстрахом с отдельными хозяйственными органами, и носило тем самым как бы выборочный характер. Суммы страхового возмещения убытков были недостаточны для восстановления погибшего имущества, а потому в отношении государственных предприятий и хозяйственных организаций должны были восполняться бюджетными ассигнованиями.
В 1928 г. были введены новые, отличающиеся от правил страхования частных хозяйств Правила страхования имущества обобществленного хозяйства от огня. Между Госстрахом СССР и ВСНХ был заключен генеральный договор, в силу которого ВСНХ обязывался в течение двух лет застраховать в полной стоимости все основные фонды промышленности. Однако проведение в жизнь этого договора встретило большие трудности.
При разработке и обсуждении первого пятилетнего плана выдвигалась идея отказа от образования особого страхового фонда с тем, чтобы восстановление погибшего имущества социалистических предприятий и хозяйственных организаций производилось за счет средств государственного и местных бюджетов. В марте 1929 г. коллегия Наркомата Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) высказалась за введение единого обязательного страхования этого имущества, справедливо указывая, что если страхование имущества социалистического сектора народного хозяйства вообще признается необходимым, то неправильно предоставлять решение этого вопроса усмотрению отдельных лиц.
С сентября 1929 г, ставки страховых тарифов для имущества обобществленного сектора были дифференцированы но отраслям
промышленности, торговли и транспорта, по поясам местности (в отношении коммунальных имуществ) и по видам имущества (строения и сооружения, товары, сельскохозяйственные культуры, животные).
Введение обязательного страхования имущества социалистических предприятий и организаций должно было расширить перераспределительную роль страхования. Однако оно себя не оправдало и вскоре было отменено. В отношении государственных предприятий и организаций функции по образованию и использованию страховых фондов были возложены непосредственно на бюджетную систему.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
 |
НОВОСТИ БЕЛГОРОДА |
 |
|
 |
Высылаемые из США дипломаты РФ не могут купить билеты в Москву
Отмечается, что все билеты до российской столицы давно распроданы, а высылаемые сотрудники посольств должны покинуть Соединенные Штаты в течение 72 часов. Дипломаты отправятся из Вашингтона в ...
Владимир Путин отклонил поправки в закон об образовании
Президент РФ Владимир Путин отклонил закон о внесении изменений в закон "Об образовании". Об этом сообщается на сайте Кремля.
Евродепутаты побывали на авиабазе Хмеймим и встретились с Асадом
В Сирии прошла встреча президента страны Башара Асада с международной делегацией, в состав которой вошли члены Совета Федерации и депутаты Европарламента (ЕП) из Италии, Латвии и Эстонии.
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
| Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|
 |