С ликвидацией капиталистических классов социалистическое государство вступило в новую фазу своего развития. Отпала функция военного подавления внутри страны. Вместо нее появилась у государства функция охраны социалистической собственности от расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов, которая стала основной задачей нашего государства.
Большое внимание вопросам хозрасчета, борьбы за снижение себестоимости продукции, за лучшее использование оборотных средств, а также вопросам организации налаженного учета и контроля уделила XVIII партийная конференция в резолюции «О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта». Необходимость товарного производства, обмена через куплю-пррдажу сохраняется до тех пор, пока существуют две формы социалистической собственности — государственная, являющаяся всенародным достоянием, и колхозно-кооперативная, представляющая собой достояние отдельных коллективных хозяйств и кооперативных организаций.
Победа социализма нашла отражение во всех отраслях политической, экономической, культурной и общественной жизни нашей страны, В 1935 г. партия и правительство приняли решение о внесении в Конституцию СССР, утвержденную съездом Советов в 1924 г. и тех изменений, которые должны были отразить происшедшие за годы социалистического строительства преобразования.
Проведение в жизнь Конституции СССР потребовало пересмотра и изменения финансового законодательства и организационных форм и методов финансовой работы, сложившихся на основе прежней Конституции 1924 г. Одним из наиболее крупных мероприятий, проведенным в 1938 г., было включение местных бюджетов и бюджета государственного социального страхования в единый государственный бюджет СССР.
В апреле 1937 г. был отменен административный порядок изъятия имущества и покрытие недоимок по обязательный платежам. Этим мероприятием, также характеризующим перестройку форм и методов финансовой работы в связи с введением новое Конституции СССР, преследовалась вместе с тем цель полного искоренения и предотвращения недостатков в таком политически важном деле, как исчисление и взимание налогов.
Победа социализма обеспечила невиданный расцвет хозяйственной жизни и культуры в нашей стране. Под руководством Коммунистической партии трудящиеся СССР добились блестящих успехов в осуществлении грандиозных задач второго пятилетнего плана.
Громадное значение для усиления роли денег и для дальнейшего укрепления денежного обращения и всей финансовой системы имели ликвидация карточной системы и рост социалистической рентабельности наших предприятий на основе освоения новой техники и развертывания стахановского движения. Ликвидация карточной системы и борьба за повышение социалистической рентабельности вызвали перестройку форм и методов финансовой и кредитной работы. Эта перестройка была осуществлена в последние годы второй пятилетки.
Благодаря выполнению второго пятилетнего плана и достигнутым успехам в построении социализма СССР вступил в новую полосу развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда решающее значение приобретает коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма.
Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР наметил большую программу культурного строительства в соответствии с грандиозной программой хозяйственного строительства и подъема благосостояния советского народа. Поставлена была задача осуществления всеобщего среднего образования в городах и завершения всеобщего семилетнего образования в деревнях и во всех национальных республиках. Развертывание широкой сети школ и курсов но подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих и мастеров социалистического труда, повышение качества высшего и среднего специального образования, расширение сети кинотеатров, клубов, библиотек и т, д.— все это обеспечивало значительный подъем культуры всех трудящихся города и деревни, было крупным шагом вперед в решении задачи поднять культурно-технический уровень рабочего класса.
Весьма важные задачи стояли перед финансовой системой также в области повышения материального благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся города и деревни. Финансовая система должна была стимулировать выпуск товаров широкого потребления, развертывание советской торговли, ускорение оборота товаров, а также усилить контроль за использованием фондов зарплаты. Особенно большая роль выпадала на долю Государственного банка СССР.
Первостепенное значение приобрела проблема развёртывания товарооборота после того, как была решена проблема создания собственной тяжелой промышленности и коллективизации сельского хозяйства. Со всей наглядностью проявилась беспочвенность и вредность левацкой болтовни о переходе к прямому продуктообмену и отмиранию денег. Уже в первые два года второй пятилетки были достигнуты крупные успехи в расширения производства товаров лвлного потребления, что позволило отменить карточную систему снабжения (систему рационирования) к перейти к открытой советской торговле всеми товарами и продуктами по единым ценам. Это мероприятие в огромной степени способствовало укреплению советской валюты, усилению роли денег, финансов, кредита в хозяйственной жизни страны, дальнейшему внедрению и укреплению хозяйственного расчета.
Система кредитования товарооборота была изменена постановлением Совнаркома СССР от 4 июня 1936 г.: 1) отменена практика кредитования ва обезличенный срок и установлен принцип кредитования на основе дифференцированных сроков оборачиваемости отдельных групп товаров; 2) отменены твердые лимиты кредитования, устанавливавшиеся ранее для каждой торгующей организации. Размеры кредита, выдаваемого отдельным торгующим организациям, были поставлены в зависимость от объема оборотов каждой из них в пределах общего лимита кредитования для всей торговли; 3) в качестве обязательных условий кредитования были указаны рентабельность торговой деятельности торгующих организаций, соблюдение установленного долевого участия торгующих организации в покрытии оборота товаров собственными оборотными средствами и аккуратная выплата платежей торгующих организаций Госбанку.
Весьма большое значение для усиления роли финансово-кредитной системы в развертывании товарооборота имело постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 7 января 1941 г. «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья». Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) в этом постановлении подчеркнули «крупнейшее политическое и хозяйственное значение задачи развязывания местной промышленности и создания для нее возможности проявить инициативу в деле производства товаров широкого потребления». В целях стимулирования этого был установлен ряд финансовых льгот для местной промышленности, главнейшими из которых были следующие.
Решающим условием выполнения планов второй и третьей пятилеток являлось повышение производительности труда на основе внедрения и освоения новой техники. Ярким выражением коренного перелома в овладении новой техникой, освоении производств явилось стахановское движение, ознаменовавшее высший этап социалистического соревнования. Стахановцы ломали устаревшие технические нормы и вводили новые, характеризующие социалистический подъем производительности труда.
Крупнейшее значение в борьбе за повышение качества продукции и соблюдение ее планового ассортимента имело принятое в 1940 г. решение установить ответственность за выпуск некомплектной или бракованной продукции и за несоблюдение стандартов промышленными предприятиями.
На XVII съезде партии отмечалось, что период между XVI и XVII съездами ВКП(б) по сути был для сельского хозяйства периодом не столько его быстрого подъема, сколько создания предпосылок для этого подъема и дальнейшего развития, 1935—1940 гг. характеризуются ростом социалистической рентабельности не только промышленности, во и сельского хозяйства. Строительство совхозов и машинно-тракторных станций, организационно-хозяйственное укрепление колхозов обеспечили быстрый подъем всех отраслей социалистического земледелия. Были достигнуты значительные успехи в подъеме социалистического животноводства. Победа колхозного строя в деревне не устранила необходимости дальнейшей его поддержки со стороны государства. Без систематической поддержки Советской властью дела колхозного строительства, ее постоянной помощи невозможно было наладить работу колхозов, требующую планомерной организации, и обеспечить быстрое развитие сельского хозяйства на основе достижений науки и техники.
В январе 1939 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) установили ряд дополнительных мер, направленных на укрепление финансово-экономического положения машинно-тракторных станций. В частности, была установлена система поквартального финансирования МТС в соответствии с выполнением ими производственно-финансовых планов, усилена заинтересованность работников МТС в выполнении количественных и качественных показателей плана (система премирования), на счет государства принята оплата гарантийного денежного минимума трактористам, тракторным бригадам и их помощникам (в целях закрепления основных кадров МТС). Развертывание работ машинно-тракторных станций, все больший охват ими колхозных полей, улучшение качественных показателен работы МТС повышали их социалистическую рентабельность.
1 марта 1941 г. Верховный Совет СССР утвердил новый закон о подоходном налоге с колхозов. От обложения освобождались суммы, полученные колхозами от сдачи продуктов государству по обязательным поставкам, от поставки лошадей для Красной Армии, а также суммы, вырученные от продажи рабочего и продуктивного скота и зачисленные на счет капитальных вложений для приобретения улучшенного и племенного скота либо в целях восстановления и расширения стада. В качестве облагаемого дохода стали приниматься доходы колхозов за вычетом производственных затрат сумм натуральной и денежной оплаты за работы МТС стоимости фуража, расходуемого на корм скоту колхозных ферм, включая неприкосновенный страховой фуражный фонд производственных затрат деньгами и натурой в подсобных предприятиях.
Осуществление задач завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму связано с большими капитальными вложениями во все отрасли народного хозяйства. С ростом объема капитальных вложений все более увеличивалось значение правильной организации строительства и его финансирования, подлинного контроля в области капитальных вложений, всемерно содействующего наиболее эффективному использованию отпускаемых государством средств. В этом заключались огромные резервы, использование которых позволяло еще более расширять капитальные вложения.
До 1938 г. какая-либо определенная часть амортизационных фондов на затраты на капитальный ремонтам не выделялась: все суммы амортизации полностью подлежали зачислению в общий фонд ресурсов для финансирования капитальных вложений, независимо от характера последних. Это ослабило ответственность хозяйственных руководителей за ремонт, а тем самым и за сохранность действующих основных фондов. Очевидно, что недостаточно рациональное использование основных фондов, их чрезмерно быстрое изнашивание (не говоря уже о потерях, вытекающих из бесхозяйственности) увеличивают потребность в новых капитальных вложениях, в новом строительстве.