 |
 |
 |
 |
| Основа распределения доходов и расходов между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик |
|
 |
|
|
 |
В основу распределения доходов и расходов между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик был положен принцип подведомственности хозяйства, учреждений и мероприятий, являющихся источником бюджетных доходов или объектов бюджетного финансирования. В общесоюзный бюджет поступали все доходы, и из него производились все расходы по финансовым сметам общесоюзных ведомств и учреждений, а также часть доходов и расходов по финансовым сметам объединенных ведомств. В него зачислялись все налоговые поступления, за исключением тех, которые передавались в бюджеты союзных республик, а также доходы от кредитных и валютных операций, реализации общесоюзных фондов и от эмиссии. В республиканские бюджеты включались доходы и расходы по финансовый сметам необъединенных ведомств и учреждений, часть доходов и расходов по финансовым сметам объединенных ведомств и учреждений, налоговые поступления, переданные республикам, н доходы от реализации государственных фондов республиканского значения.
'Советы народных комиссаров союзных республик, имея ориентировочные указания от Совнаркома СССР о предельных размерах бюджетов этих республик, самостоятельно, по своему усмотрению определяли ориентировочные размеры сметы каждого ведомства (наркомата). Составленные республиканскими ведомствами и учреждениями сметы рассматривались на республиканских сметно-бюджетных совещаниях, затем сводились в росписи, которые представлялись совнаркомам' и затем ЦИК союзных республик на утверждение. После рассмотрения общесоюзной и балансового свода республиканских росписей Совнаркомом СССР Наркомат финансов СССР сводил их в единый государственный бюджет СССР и представлял па утверждение ЦИК СССР.
Бюджетные правила 1923 г. не обеспечили достаточной базы доходов республиканским бюджетам. Требовались уточнения и изменения в распределении доходов и расходов между союзным и республиканскими бюджетами с тем, чтобы обеспечивалось бездефицитное сбалансирование каждого бюджета. Положение о бюджетных правах Союза и союзных республик, утвержденное в октябре 1924 г., предусматривало необходимые для этого мероприятия.
Доходная база республиканских бюджетов была расширена. В случае, если это расширение все же не позволяло отдельным союзным республикам свести свой бюджет без дефицита, он покрывался дотациями ив общесоюзного бюджета. Подтвердив единство бюджетного устройства СССР, Положение вместе с тем обеспечивало суверенитет союзных республик в процессе рассмотре-
ния и утверждения их бюджетов. Общесоюзный бюджет и бюджеты союзных республик утверждались ЦИК СССР единым законодательным актом, но первый — по параграфам росписи доходов и расходов, а бюджеты союзных республик — лишь по сводам росписей доходов и расходов каждой республики.
Указания, содержавшиеся в Положении, являлись лишь конкретизацией и развитием бюджетных прав Союза ССР и союзных республик, установленных Конституцией СССР. Партия уделяла огромное внимание последовательному осуществлению этих прав в практической работе, связанной с составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджета. Пленум ЦК партии, состоявшийся в январе 1925 г., признал необходимым более широкое участие представителей союзных республик и областей в предварительном составлении и окончательном утверждении бюджета, а также своевременное и всестороннее обсуждение бюджета бюджетной комиссией и сессией ЦИК СССР.
В соответствии с целями и задачами объединения социалистических республик в одно государство большая часть доходов и расходов сосредоточивалась в общесоюзном бюджете. Однако удельный вес последнего в едином, государственном бюджете СССР снизился, а республиканских бюджетов возрос.
Несмотря на большой рост доходной базы республиканских бюджетов, она была еще недостаточной ввиду высокого объема расходов этих бюджетов. Приведенные на стр. 135 данные характеризуют объемы государственных бюджетов отдельных союзных республик (по расходам) и распределение между ними дотаций из общесоюзного бюджета в 1924/25 и 1925/26 гг. (в млн. руб.).
То обстоятельство, что дотации сохранились и в 1925/26 г. почти по всем республикам, свидетельствует о недостатках в решении вопроса о распределении доходов между общесоюзным бюджетом и республиканскими бюджетами в целом. Вместе с тем приведенные данные показывают, что распределение дотаций отражает относительную хозяйственную мощь отдельных союзных республик. Как правило, наиболее высок процент дотаций в бюджетах тех республик, которые были в дореволюционное время наиболее отсталыми. Понятно, что в этих республиках распределение доходов даже в том случае, если бы оно проводилось на совершенно одинаковых основаниях (одни и те же проценты отчислений от общегосударственных налогов, поступающих на территорин данной республики, один и тот же состав закрепленных за республиками источников собственных доходов и т. п.), не могло бы обеспечить сбалансирование бюджета без резкого снижения расходов. Следовательно, повышенный процент дотаций из общесоюзного бюджета таким республикам является отображением линии Коммунистической партии и Советской власти — оказывать максимально возможную помощь ранее наиболее отсталым республикам и национальным районам в целях преодоления этой отсталости и достижения ими уровня более развитых республик и районов.
С апреля 1925 г. доходы и расходы автономных республик подразделялись иа государственные и местные. Первые включались в государственный бюджет РСФСР, вторые образовывали республиканский местный бюджет и вместе с другими местными бюджетами входили в свод местных бюджетов РСФСР. Следовательно, каждая автономная республика имела два республиканских бюджета — государственный и общереспубликанский местный. Это излишнее разделение было отменено в 1928 г. Взаимоотношения между государственным бюджетом РСФСР и бюджетами автономных республик характеризовались большой централизацией. Автономные республики обладали правом лишь предварительного рассмотрения своих государственных бюджетов в общем своде бюджета РСФСР их бюджеты не выделялись.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
 |
НОВОСТИ БЕЛГОРОДА |
 |
|
 |
«Мегафон» компенсирует потери абонентам, пострадавшим от сбоя связи
Оператор "Мегафон", в сети которого 19 мая произошел масштабный сбой, предоставит компенсацию абонентам, которые понесли ущерб в результате аварии. Об этом сообщил в соцсети ...
Власти Ирана подтвердили данные о победе Рухани на выборах президента
Власти Ирана подтвердили в субботу, что президент страны Хасан Рухани добился переизбрания уже в первом туре голосования, сообщает иранское телевидение. Согласно данным МВД Ирана, он одержал победу, ...
Поклонская предложила проверить ФБК Навального на коррупцию
Глава комиссии Госдумы России по контролю за достоверностью сведений о доходах Наталья Поклонская в интервью RNS предложила провести антикоррупционную проверку Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея ...
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
| Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|
 |