В 1931 г. было признано необходимым перейти к нетоварным ставкам налога с оборота и к взиманию его не по объединению в целом, а по трестам и автономным предприятиям. Ставки налога должны определяться, как правило, раз в год, одновременно с установлением отпускных цен н на таком уровне, чтобы предприятию оставлялась некоторая прибыль.
Новые нетоварные ставки налога с оборота были введены постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1931 г. По обороту товаров, которые в 1932 г. были планово-убыточными (уголь, кокс, минеральные строительные материалы, черные н цветные
метаялы, продукты основной химии и некоторые другие), устанавливались минимальные ставки налога — 2%, а по торфу — даже
1%.
Были снижены также ставке почти по всем средствам производства и по товарам личного потребления с малой рентабельностью (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная и некоторые другие отрасли). Это снижение компенсировалось повышением ставок по высокорентабельным товарам (кондитерские изделия, пиво, макаронные изделия, товары швейной промышленности и другие).
Помимо- налога с оборота в условиях карточной системы снабжения возникла необходимость применения двух дополнительных форм обложения по обороту: изъятия в бюджет доходов от продажи товаров в розничной торговой сети по повышенным ценам открытой (коммерческой) торговли и так называемых бюджетных наценок.
Отпуск товаров по карточкам производился по относительно низким твердым ценам, не соответствовавшим сильно возросшему платежеспособному спросу населения. Чтобы предоставить высокооплачиваемым рабочим н служащим возможность приобретать товары сверх снабжения по карточкам, был выделен особый товарный фонд для продажи населению по повышенным ценам, ориентирующимся иа соотношение спроса и предложения. Разница между ценами карточного снабжения и коммерческими ценами открытой торговли изымалась в бюджет из выручки торговых предприятий.
Бюджетные наценки были установлены повышением отпускных цен по ряду товаров (главным образом — это хлебное вино и табачные ивделия, в меньшей степени — кожевенные товары, стекло-фарфоровые, резиновые изделия и нефтепродукты), произведенным в первом полугодии 1931 г, для увеличения бюджетных ресурсов ив связи с установлением разного уровня цен на одни и те же товары в городах и сельских местностях. Первоначально на это повышение цен были увеличены ставки налога с оборота для соответствующих объединений. Следовательно, разница между новыми и старыми ценами должна была поступать в бюджет в составе централизованного налога с оборота.
Такой порядок изъятия вызвал возражения со стороны работников промышленности, так как всякие изменения в распределении товарных фондов между городом и деревней и нарушения в ассортименте товаров, реализуемых по повышенным ценам, отражались иа финансовом положении промышленности, приводили к прорывам в ее финансовом плане. Постановлением Совнаркома СССР от 9 июля 1931 г. бюджетные наценки были выделены из налога с оборота в самостоятельный платеж, а ставки налога с оборота были восстановлены на уровне, определенном при проведении налоговой реформы.
Таким образом, особенность бюджетных наценок и поступлений от особого товарного фонда заключалась в том, что они не включались в отпускные цены промышленности, устанавливались ио отдельным видам товаров и представляли собой доход бюджета в результате повышения цеи.
Со времени его введения налог с оборота был и остается первостепенным но своему удельному весу источником доходов государственного бюджета.
Второй основной формой изъятия в госбюджет части накоплений социалистических предприятий и хозяйственных организаций, установленной налоговой реформой 1930 г., являлись для госпредприятий отчисления от прибылей, для кооперации — подоходный налог. Различие форм и самих принципов мобилизации в бюджет части накоплений государственных предприятий и кооперации вытекает из различия двух форм социалистической собственности -— государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной.
Накопления государственных предприятий составляют собственность государства. Они могут оставаться в распоряжении государственных предприятий лишь в той части, которая, необходима для планомерного развития предприятия. Суммы накоплений, превышающие эти потребности, должны передаваться в централизованный фонд ресурсов для использования в других предприятиях и хозяйственных организациях и для финансового обеспечения потребностей непроизводственной сферы.
Что же касается накоплений кооперативных организаций, то они являются собственностью последних, находятся в их полном
распоряжении. Доля этих накоплений, подлежащая изъятию в государственный бюджет, не может устанавливаться непосредственно в зависимости от потребностей каждой отдельной кооперативной организации в затратах. Эта доля устанавливается как налоговое обязательство кооперативной организации, находящееся в зависимости лишь от общих размеров ее накоплений.
Отчисления от прибылен как форма мобилизации части накоплений госпредприятий применялись и до налоговой реформы 1930 г. Однако тогда они носили разнообразный характер; наряду с отчислениями от прибылей как формы изъятия излишка накоплений госпредприятий в бюджет существовал целый ряд отчислений целевого характера. Кроме того, государственные предприятия уплачивали подоходный налог.
Вопрос об объединении изъятий из прибылей госпредприятий, которые носили общий (не целевой) Характер, был поднят еще в 1928 г, В 1928/29 г. Наркомфин СССР разработал проект замены подоходного налога с госпредприятий, отчислений от прибылей в доходы государственного и местных бюджетов н отчислений на нужды профессионально-технического образования единым отчислением от прибылей. Налоговая реформа 1930 г. пошла в этом отношении значительно дальше
Отчисления в «капитал расширения», в «резервный капитал» и направление прибыли в «диведенды» отражали новое качественное содержание процессов распределения прибыли, хотя и сохранилась прежняя терминология.
В практике проведения налоговой реформы были установлены чрезмерно высокие отчисления от прибылей. В бюджет должна была поступать вся прибыль госпредприятий, за исключением лишь части, которая направлялась в фонд улучшения быта рабочих (ФУБР), в «капитал расширения предприятия» и фонд премирования за рационализаторские предложения и изобретательство. Размер отчислении; был одинаковым для всех предприятий госпромышленности (81%), независимо от плановых потребностей предприятий в приросте оборотных средств н в капитальных вложениях. Это значит, что отчисления от прибылей имели по сути дела форму пропорционального налога. Отчисления производились но плановой, а ие по фактической прибыли с последующим перерасчетом после окончания года. Практика чрезмерно высоких ставок отчислений, производимых к тому же с плановой прибыли, подрывала заинтересованность хозяйственных органов н предприятий в росте накоплений, ослабляла хозрасчет и плановую дисциплину.
Эти недостатки были устранены в 1931—1932 гг. Уплата отчислений от прибылей и налога с оборота стала производиться не по плановой прибыли и плановому обороту, а по фактической прибыли за истекший квартал и по фактическим оборотам за истекший месяц.
Размер отчислений от прибылей был резко снижен. В доход бюджета стала отчисляться лишь та часть прибыли, которая превышала потребности самих предприятий, причем предприятия были разделены на три группы: а) предприятия, затраты которых на пополнение оборотных средств и на капиталовложения превышали прибыль; для них отчисления от прибыли были установлены в едином размере — 10%; б) предприятия, ие имеющие затрат па капитальные вложения (кроме капитальных ремонтов, покрываемых амортизацией) н на прирост оборотных средств, следовательно, нефинансируемые на эти цели из бюджета; они отчисляли в бюджет 81% прибыли; в) все остальные предприятия, для которых процент изъятия прибылей колебался от- 10 до 81%, в зависимости от указанного выше основного принципа. Для Государственного банка отчисления от прибылей были установлены в размере 50%, для прочих банков и для госторговли—85%. Чтобы усилить заинтересованность предприятий-и хозяйственных организаций в росте накоплений, в их распоряжении оставались 50% прибылей, полученных в результате перевыполнения плановых заданий.
Реформа 1930 г. в основном оставила без изменения порядок исчисления и взимания подоходного налога с кооперативных предприятий. Налог взимался ежеквартально в размере 17% балансовой прибыли.
Налоговой реформе 1930—1931 гг. принадлежит огромная роль в истории советских финансов. Ее проведение содействовало развитию и совершенствованию народнохозяйственного планирования, дальнейшему внедрению и углублению хозяйственного расчета. Суть не только в том, что реформа устранила множественность платежей в бюджет и многократность обложения, сократила издержки по взиманию платежей.
Главное ее значение в том, что в итоге унификаций доходов социалистических предприятий и хозяйственных организаций платежи в бюджет были поставлены в прямую зависимость от выполнения производственно-финансовых плавов по количественным: и качественным показателям. Повысилась заинтересованность предприятий и хозяйственных организаций в результатах хозрасчетной деятельности, и была обеспечена устойчивая доходная база государственного бюджета. Платежи государственных предприятий и хозяйственных организаций стали проводиться по принципу отчислений, размеры которых зависели ,от уровня их доходов и их собственных плановых потребностей в затратах.
Сочетание двух форм платежей (так называемый налог с оборота и отчисления от прибылей) позволяло регулировать уровень рентабельности предприятий и хозорганизаций, усиливать их заинтересованность в наиболее экономном и эффективном использовании средств, в снижении себестоимости продукции и вместе с тем позволяло осуществлять политику снижении розничных цеи, не затрагивая непосредственно ту долю денежных накоплений, которая остается в распоряжении хозрасчетных предприитий и хозяйственных организаций.