 |
 |
 |
 |
| Реформа государственного кредита и развитие сберегательного дела |
|
 |
|
|
 |
Крупную роль в мобилизации средств для финансирования индустрии, совхозов и колхозов должны были сыграть государственный кредит и сберегательные кассы. Необходимо было шире развернуть массовую работу до разъяснению роли и значення государственных займов и сберегательного дела, усилить и улучшить обслуживание владельцев облигаций займов и вкладчиков сберегательных касс, снизить стоимость государственного кредита i обеспечить его фактическую долгосрочиость.
В решении этих задач первостепенное значение имела униф! кация займовых операций Советского государства, осуществленная постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 февраля 1930 г. о выпуске Государственного займа «Пятилетка — в четыре года». В постановлении указывалось:
«Выдвинутый рабочими массами лозунг «выполнить пятилетку в четыре года» и мощный размах социалистического строительст-
ва, темпы которого значительно превышают темпы, намеченные в пятилетнем плане развития народного хозяйства Союза ССР, ставят на очередь вопрос об усилении мобилизации средств в порядке государственного долгосрочного кредита.
Наличие многочисленных и разнообразных по своим условиям займов, размещенных среди огромного количества держателей — рабочих и крестьян, затрудняет обслуживание держателей займов и удорожает стоимость государственного кредита Союза ССР. Это вызывает необходимость объединения выпущенных массовых займов».
Унификация осуществлялась путем обмена облигаций всех ранее вылущенных займов, размещавшихся по подписке среди широких масс трудящихся с рассрочкой платежа, на облигации нового займа «Пятилетка — в четыре года». Исключение было сделано лишь в отношении Третьего займа индустриализации, поскольку он был выпущен на тех же условиях, что и займ «Пятилетка — в четыре года».
Реформа государственного кредита 1930 г. значительно упростила систему государственных займов, облегчила владельцам облигаций наблюдение за тиражами выигрышей и погашения, содействовала улучшению обслуживания владельцев облигаций займов.
В предыдущие годы для размещения займов среди крестьянства Советское государство выпустило ряд специальных займов. Однако разрозненное, единичное мелкое крестьянское хозяйство не могло служить достаточной базой для распространения займов в деревне. Переход крестьянства к коллективным формам хозяйства в корне изменил положение. На 1 октября 1929 г. из общей суммы государственного долга населению на долю крестьянства приходилось лишь 11,8%, а на 1 января 1935 г.— уже 21%. Советские государственные займы стали опираться на сбережения ие только рабочих и служащих, но и широчайших колхозных масс крестьянства. Реформа государственного кредита 1930 г. вместо разных займов, из которых одни предназначались для размещения среди рабочих и служащих, а другие — среди крестьянства, создала единую для трудящихся города и деревни массовую форму государственных займов — займы пятилетки.
Успехи подлиски на займы индустриализации и заем укрепления крестьянского хозяйства, создание комиссий содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсодов), расширение их деятельности — все это свидетельствовало о том, что трудящиеся нашей страны всемерно стремились помочь также и своими денежными средствами скорейшему осуществлению плана социалистической индустриализации страны. Необходимо было довести дело до конца, собрать полностью взносы по подпис-
ке в обеспечить сохранение кредита, предоставленного государству, на весь срок займов.
Но здесь обнаружилось, что старые формы обращения займов — не ограниченная ничем возможность продажи или залога облигаций — не отвечали новым условиям и новой обстановке.
В 1928/29 г. впервые в истории советского государственного кредита план поступлений в бюджет по государственным зайт мам, размещаемым среди населения, оказался недовыполненным, несмотря на значительное перевыполнение плана реализации займов.
Подписываясь на займы индустриализации, трудящиеся СССР принимали на себя перед лицом всей советской общественности обязательство — предоставить государству кредит на определенный срок, установленный в условиях займов. Только какие-либо особые обстоятельства, особо неотложные нужды могли служить основанием для того, чтобы нарушить данное обязательство и досрочно обратиться к тому резерву, каким являются средства, помещенные в государственные займы.
Именно так понимало свои обязательства большинство трудящихся. Однако было немало случаев, когда продажа и залог облигаций производились без достаточных оснований. Банки и сберкассы покупали (по твердому, высокому курсу) все предъявляемые им облигации. Такое положение подрывало цель и значение займов, средства от которых направлялись на долгосрочные вложения, создавало угрозу чрезмерных напряжений финансовых планов социалистического государства.
Досрочная ликвидация известной части облигаций наносила прямой ущерб государству. Вместе с тем Советское государство не могло встать на путь понижения курса облигаций займов в случае более широкого их притока в банки или сберкассы, т. е. на путь обратной покупки облигации с большой скидкой с номинала, так как зто задевало бы интересы тех добросовестных владельцев облигаций, которые прибегали к их продаже по действительно серьезным основаниям.
Факты необоснованной «сброски» (продажи или залога) облигаций вызывали недовольство и отрицательное отношение со сто-
роны передовых рабочих и колхозников. На рабочих собраниях, в печати, в обращениях к правительству трудящиеся требовали изменения условий обращения облигаций займов, установления контроля над их продажей и залогом.
В соответствии с этими требованиями ЦИК и СНК СССР в феврале 1930 г. возложили на комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (коисоды) выдачу в случаях действительной нужды разрешений трудящимся на продажу или залог принадлежащих им облигаций займов. Теи самым обращение облигаций займов было поставлено под общественный контроль в лице комсодов. Не отменяя ликвидности займов, поскольку во всех необходимых случаях коисоды беспрепятственно выдавали разрешения на продажу или залог облигаций, это мероприятие обеспечивало действительную долгосрочность ссуды Советскому государству. Все это содействовало росту поступлений от государственных займов н повышению их роли в доходах бюджета.
За 1930—1931 гг. были выпущены три массовых займа, размещенные путем предварительной подписки с рассрочкой платежей: 1) Государственный внутренний выигрышный заем «Пятилетка — в четыре года» (на 1200 млн, руб.); 2) Государственный внутренний заем «Пятилетка — в четыре года, выпуск третьего, решающего года пятилетки» (1931 г., на 1600 млн. руб.); 3) Государственный внутренний заем четвертого, завершающего года пятилетки (третий выпуск займа «Пятилетка — в четыре года», 1932 г., на 3200 млн. руб.). В порядке индивидуальных приобретений облигаций за наличный расчет среди населения размещались Государственный внутренний выигрышный заем 1930 г. (на сумму 50 млн. руб.) и Государственный внутренний выигрышный заем 1932 г. (на 50 млн. руб.; в 1933 г. был произведен дополнительный выпуск займа на такую .же сумму). Для помещения стабильного остатка сумм вкладов в сберегательных кассах предназначался Государственный 10%-ный заем (выпущен в 1930 г. на 750 млн. руб.).
Характерным для данного периода является выпуск целевых (авансовых) займов, часть которых должна была содействовать развитию сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения и снабжению колхозов тракторами и сельскохозяйственными машинами. Другая часть этих займов предназначалась для привлечения средств населения в целях организации и расширения производства некоторых товаров личного потребления длительного пользования. Сюда относятся: 1) два выпуска Облигационного займа Центрального сельскохозяйственного (а затем Всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного) банка (1929 г.—на 46 млн. руб. и 1930 г.—на 50 млн. руб.); 2) заем содействия тракторизации сельского хозяйства (выпущен в 1930 г. Всесоюзным объединением автотракторной промышленности на 25 млн. руб. сроком на 3 года); 3) тракторные обязательства (выпущены в декабре 1929 г. на 50 млн. руб. сроком до 1 февраля 1931 г.); 4) автомобильные обязательства (февраль 1930 г., на сумму более 40 млн. руб.); 5) велосипедные обязательства (март 1930 г., иа 56 млн. руб.); 6) фотообязательства (август 1931 г.); 7) обязательства акционерного общества «Сельхоз-сиабжение» (август 1931 г., на 50 млн. руб.).
Для содействия развитию самолетостроения и воздушного транспорта были выпущены обязательства Всесоюзного объединения гражданского воздушного флота (в сентябре 1931 г., на 50 млн. руб.). В дальнейшем выпуск таких займов был прекращен, а обязательства по липни снабжения сельского хозяйства тракторами и машинами были выкуплены в связи с проводившейся концентрацией средств производства в государственных машинно-тракторных станциях.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
 |
ПАРТНЕРЫ |
 |
|
 |
Регион Казань: Займ без справок. Гибкость выплат
|
 |
 |
НОВОСТИ БЕЛГОРОДА |
 |
|
 |
Косачев обсудил с Асадом и депутатами Европарламента перемирие в Сирии
Глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев заявил, что он совместно с депутатами Европарламента обсудил в Дамаске с президентом Башаром Асадом предстоящее перемирие в Сирии, ...
CNN сообщил о первых ответных мерах России на новые санкции США
Россия предприняла "первые видимые меры" в ответ на введенные США новые санкции, закрыв англо-американскую школу в Москве, сообщает официальный сайт телеканала CNN.
Трамп встретится с руководителями разведки из-за санкций против России
Избранный президент США Дональд Трамп пообещал встретиться с представителями разведки из-за решения уходящей администрации ввести санкции против России.
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
НАШ ОПРОС
| Какие характеристики банка являются для Вас основными при принятии решения о выборе банка. |
|
|
|
|
 |