Победа социализма в СССР, неизмеримо возросшая мощь социалистического государства, успешный ход восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР в послевоенный период позволили приступить к преобразованию природы на обширных территориях страны.
20 октября 1948 г. Советом Министров СССР и Центральным Комитетом ВКП(б) был утвержден план полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР. План зтот, знаменующий новую ступень в развитии социалистического земледелия, охватывал территорию, на которой располагалось около 80 тыс. колхозов с 120 млн. га закрепленной за ними земельной площади, свыше 3,5 тыс. МТС и более 2 тыс. совхозов, свыше половины всех посевных площадей СССР под зерновыми, бахчевыми и кормовыми культурами.
Предусматривалось создавав в течение 15-летнего срока 8 государственных защитных полос общей протяженностью более 5300 км, защитных лесонасаждений на полях совхозов и колхозов иа площади до 10 млн. га (пяощадь насаждений — свыше 6 тыс. га), облесение оврагов, балок и песков иа площади около 3,5 млн, га, строительство 41300 прудов и водоемов в колхозах и 2928 — в совхозах. Для механизации предстоящих работ в 1949—1951 гг. организовывались 570 специализированных лесозащитных станций, оснащенных необходимыми машинами и оборудованием.
В последующие годы послевоенной пятилетки масштабы плановых мероприятий по преобразованию природы еще более возросли, распространившись на территорию Закавказских республик, Туркмении, Казахстана. Такого рода и масштаба мероприятия посильны лишь стране победившего социализма. Для сравнения отметим, что в дореволюционной России за всю ее историю было создано лишь примерно 700 тыс. га искусственных лесных насаждений.
Для осуществления плана преобразования природы потребовались крупные финансовые вложения. Помимо непосредственного бюджетного финансирования работ, осуществляемых за счет государства, была установлена огромная помощь колхозам, выделяющим свои трудовые, материальные и денежные ресурсы на создание полезащитных лесонасаждений, прудов и водоемов. Социалистическое государство приняло полностью на свой счет расходы по проектно-нзыскателъским работам и техническому руководству строительством оросительных систем, прудов и насосао-силовых установок, осуществляемых силами и средствами, колхозов. Колхозам предоставлялся долгосрочный кредит сроком на 10 лет для оплаты работ по лесозащитному лесоразведению и до 8 лет на проведение работ по орошению колхозных еемель. Кроме того, десятки миллионов рублей были выделены из бюджета иа расходы по подготовке кадров, необходимых для осуществления плава преобразования природы. О темпах развития лесного хозяйства в связи с осуществлением этого плана можно судить по следующим данным: в 1950 г, было ассигновано из государственного бюджета средств на эти цели в 6 раз больше, чем в 1940 г. К началу 1951 г. колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, лесхозы и лесозащитные станции произвели посадку и посев защитных лесонасаждений иа площади 1350 тыс. га, в том числе в 1950 г. иа площади 760 тыс. га. Это свидетельствует о том, что темпы лесонасаждений значительно превышали намеченные планом. В зтом нашли свое отражение, в частности, крупные масштабы 'финансирования и кредитования работ, связанных с выполнением плана преобразования природы.
Йартия и правительство оказали в годы послевоенной пятилетки огромную помощь колхозам в развитии материально-технической базы сельского хозяйства. За пятилетку колхозная деревня получила 536 тыс. тракторов (в переводе иа 15-сильные), 93 тыс. зерновых комбайнов, в том числе 39 тыс. самоходных, 341 тыс. тракторных плугов, 254 тыс. тракторных сеялок, большое количество других самых совершенных сельскохозяйственных нашив. В результате уровень технического оснащения сельского хозяйства по сравнению с довоенным временен намного возрос. Социалистическая промышленность обеспечила условия для дальнейшего, еще более быстрого повышения технической оснащенности сельского хозяйства: в 1950 г. по сравнению с довоенным, 1940 г. выпуск тракторов увеличился в 3,8 раза, комбайнов — в 13,6 раза; за пятилетку было освоено и принято на массовое производство свыше .150 видов новых высокопроизводительных сельскохозяйственных машин. Большие успехи были достигнуты и в области электрификации сельского хозяйства.
Многолетний опыт показал, что мелкие колхозы не в состоянии полностью обеспечить наиболее эффективное и всестороннее использование новой техники. Они не могут также полностью и наиболее эффективно внедрять травопольную систему земледелия, вести многоотраслевое хозяйство. Крупные колхозы показали на практике свои преимущества перед мелкими колхозами. Исходя из этого, в 1950 г. началось укрупнение мелких колхозов. Это оказало благотворное влияние на выполнение важнейших сельскохозяйственных работ и уже в следующем, 1951 г., открыло перед колхозами новые, более богатые перспективы развития.
Укрупнение колхозов поставило перед финансовой системой страны важные задачи. В процессе укрупнения необходимо было устранить какие бы то ни было затруднения для колхозов в финансовой области, помочь укрупненным колхозам принять на учет имущество, денежные средства и другие ценности объединяемых артелей, уточнить расчеты с различными организациями, учреждениями и лицами, составить новые производственные планы и приходно-расходные сметы, организовать учет и отчетность крупных колхозов, оформить счета в банках, переоформить задолженность по ссудам в банке и по различного рода расчетам и т. д. Задача финансовых органов и банков страны состояла в том, чтобы помочь организационно-хозяйственному усилению укрупненных колхозов, разностороннему развитию их хозяйства.
Укрупнение колхозов и связанные с этим успехи в развитии колхозного производства способствовали росту товарности и денежных доходов колхозов, а следовательно, расширению и углублению их связей с финансовой и,кредитной системой социалистического государства.